Новости
Статьи
|
Шкив ЯМЗ вала коленчатого: основа привода агрегатов и рабочих органовВ дизельных двигателях ЯМЗ используется ременной привод агрегатов — вентилятора, жидкостного насоса, компрессора, генератора и других. Одним из важных компонентов приводя является шкив коленчатого вала — об этой детали, ее назначении, типах и конструкции, а также о ремонте и замене читайте в статье. Назначение шкива коленвала в двигателях ЯМЗСиловые агрегаты Ярославского моторного завода (ЯМЗ, с 1993 года ОАО "Автодизель") сегодня находят самое широкое применение на различной технике — грузовых автомобиля МАЗ, "Урал", КрАЗ, автобусах ЛАЗ, тракторах Кировского завода, на многих комбайнах и других. Двигатель в этих машинах выступает универсальным источником энергии, который не только приводит их в движение, но и обеспечивает привод агрегатов и дополнительного оборудования. Привод агрегатов обычно ременной, и важной его частью является шкив коленчатого вала. Шкив коленвала двигателей ЯМЗ выполняет три ключевых функции:
Таким образом, шкив коленчатого вала двигателей ЯМЗ является важной деталью как самого силового агрегата, так и автомобиля или машины в целом. Сегодня выпускается большое разнообразие моделей и модификаций дизельных моторов ЯМЗ, поэтому и шкивы отличаются разнообразием — об этом расскажем подробнее. Типы и конструктивные особенности шкивов ЯМЗИспользуемые на двигателях ЯМЗ шкивы коленвала можно разделить на несколько групп по функционалу и конструктивным особенностям. По функционалу шкивы бывают:
Наиболее простыми являются шкивы первого и второго типов. В ранних двигателях ЯМЗ-236/238 такие шкивы используются только для привода жидкостной помпы и гидроусилителя руля. При этом в данных моторах вентилятор имеет шестеренчатый привод (через привод ГРМ), а уже от шкива вентилятора приводятся генератор, компрессор и некоторые другие агрегаты. В актуальных моделях шкив коленвала также используется для привода вентилятора (причем от шкива вентилятора отдельным ремнем приводится во вращение генератор и другие агрегаты — такая система используется в двигателях ЯМЗ-650 и других). Наиболее сложными и массивными являются шкивы третьего типа. Так, в модификациях ЯМЗ-238 и других, устанавливаемых на комбайнах "Дон-1500" и других, используется 9-ручейковый шкив, который приводит во вращение агрегаты двигателя (насос, компрессор ГУР и другие) и рабочие органы комбайна. По конструкции все шкивы можно разделить на две группы:
Сегодня обычные шкивы все еще находят самое широкое применение, а поликлиновые ремни используются на некоторых актуальных модификациях двигателей ЯМЗ "Евро-3" и выше, устанавливаемых на грузовых автомобилях и автобусах. Поликлиновые ремни применяются только для привода агрегатов двигателя и некоторых систем автомобилей, а в спецтехнике и комбайнах для привода агрегатов и рабочих органов применяются только обычные шкивы. Шкивы коленвалов двигателей ЯМЗ отличаются количеством ручьев для привода ремня, сегодня чаще всего применяются следующие шкивы:
Наибольшее распространение имеют 2-ручейковые шкивы для привода водяного насоса и насоса ГУР. Также широкое распространение получили и 3-ручейковые шкивы, в которых одна секция обычно имеет увеличенный диаметр и используется для привода вентилятора. Значительно реже применяются 1-ручейковые шкивы — они, например, устанавливаются на двигатели ЯМЗ-238НД тракторов модельного ряда К-700, и служат для привода водяного насоса. Особое место занимают массивные 9-ручейковые шкивы, устанавливаемые на двигатели модельного ряда ЯМЗ-238НД для тракторов, комбайнов, речных судов и другой техники. Пять ручьев малого диаметра используются для привода вентилятора, водяной помпы, насоса ГУР и других агрегатов (причем привод каждого агрегата для повышения надежности может выполняться с помощью двух ремней). Остальные четыре ручья увеличенного диаметра используются для привода различных вспомогательных агрегатов и рабочих органов. По конструкции и способу монтажа шкивы коленвалов двигателей ЯМЗ делятся на три группы:
Наиболее просто устроены шкивы первого типа, к ним относятся 1-, 2- и 3-ручейковые шкивы, которые монтируются на носок коленчатого вала одним болтом, а для предупреждения проворачивания используется шпонка. Такие шкивы сегодня находят наиболее широкое применение. Ко второму типу относятся некоторые 3-ручейковые и все 9-ручейковые шкивы. Их монтаж осуществляется на ступицу или водило, которое, в свою очередь, устанавливается на носок коленчатого вала. Монтаж шкива на ступицу — болтам в количестве от 6 до 12 штук. На 9-ручейковых шкивах болты вворачиваются через манжеты и втулки, которые помимо прочего берут на себя роль демпферов. Шкивы третьего типа монтируются на ступицу и демпфер крутильных колебаний (или гаситель крутильных колебаний), который представляет собой составной диск увеличенного диаметра. Шкив крепится к демпферу шестью болтами, и вся эта конструкция с помощью четырех болтов устанавливается на коленчатый вал. Данные шкивы используются на некоторых актуальных модификациях силовых агрегатов ЯМЗ "Евро-3" и выше. Все шкивы двигателей ЯМЗ — металлические, литые или фрезерованные, при изготовлении подвергаются балансировке (осуществляется сверловкой излишков металла), за счет чего снижаются вибрации приводов. В целом конструкция шкивов такова, чтобы обеспечить их максимальную надежность и долговечность даже при высоких нагрузках. Вопросы обслуживания и замены шкивов коленчатого валаШкив коленчатого вала — важная деталь, от которой зависит нормальное функционирование силового агрегата и различных систем транспортного средства. Поэтому необходимо следить за состоянием шкива, осматривать его на наличие трещин, сколов и деформаций, а также проверять надежность монтажа. Любые повреждения приводят к разбалансировке шкива, и, как следствие, к возникновению биений и вибраций, которые вскоре могут стать причиной более серьезных поломок. Поэтому при любом повреждении шкив требуется заменить. Особое внимание следует уделять поликлиновым шкивам с гасителем крутильных колебаний двигателей ЯМЗ-650 и других актуальных моделей. Со временем данная деталь изнашивается и теряет свои характеристики, поэтому ее необходимо осматривать и проверять (в частности, выполнять замеры толщины), и в случае необходимости менять. Порядок диагностики демпфера крутильных колебаний и его замены описан в инструкции по ТО и ремонту двигателя. Рассматривать порядок замены шкивов мы здесь не будем, данную информацию можно получить из инструкции по ремонту соответствующей модели силового агрегата. При правильном выполнении замены шкива двигатель ЯМЗ снова будет надежно функционировать, обеспечивая нормальную работу автомобиля, трактора, комбайна и других машин. |