Статьи

Главная » Статьи » Щиток барабана тормозного: надежная защита тормозов от пыли и грязи

Щиток барабана тормозного: надежная защита тормозов от пыли и грязи

Щиток барабана тормозного

На многих грузовых автомобилях, прицепах и полуприцепах используются барабанные тормоза, в состав которых входят специальные защитные элементы — щитки тормозных барабанов. Все о щитках, их типах, конструкции и особенностях, а также об их правильном подборе, замене и обслуживании — читайте в статье.

Что такое щиток тормозного барабана

Крепление пылезащитных щитков на оси полуприцепа
Крепление пылезащитных щитков на оси полуприцепа

Щиток барабана тормозного (пылезащитный щиток, грязезащитный щиток, пыльник тормозного барабана) — компонент осей грузовых автомобилей, прицепов и полуприцепов с тормозным механизмом барабанного типа, опирающимся на суппорт или непосредственно на тормозную балку; стальная штампованная деталь в виде цельного или разрезного щитка, установленного с внутренней стороны колесного тормозного механизма с целью его защиты от попадания пыли и грязи.

Тормоза барабанного типа в своей основе имеют тормозные механизмы, обеспечивающие привод колодок за счет гидравлического цилиндра или пневматической тормозной камеры. В грузовых автомобилях, прицепах и полуприцепах с пневматическим приводом тормозного механизма широко используется три схемы расположения колодок и их привода (разжимного кулака и пружин):

  • На опорном щите тормоза;
  • На суппорте;
  • Непосредственно на балке моста.

В первом случае опорный щит выполняет как силовые, так и защитные функции, закрывая внутреннее пространство тормозного барабана и все расположенные в нем механизмы от загрязнения. Во втором случае суппорт имеет небольшую площадь и не может полностью закрывать барабан. В третьем случае роль суппорта выполняют расположенные непосредственно на балке моста кронштейны с втулками и головками, в которые устанавливаются оси колодок и приводные механизмы. Тормоза второго и третьего типа, как нетрудно заметить, не имеют защиты от загрязнений, поэтому в них вводится дополнительный элемент — щиток тормозного барабана.

Щиток тормозного барабана выполняет две основных функции:

  • Защита внутреннего пространства тормозного барабана и всех расположенных внутри него механизмов и деталей (включая ступицу) от попадания пыли, воды, камней и грязи;
  • Сервисные функции — возможность осмотра механизмов через специальные окна.

Часто щиток называют грязезащитным или пылезащитным, а также просто пыльником тормозного барабана. Эта деталь в процессе эксплуатации подвергается износу и деформациям, периодически требуя замены. Чтобы сделать правильный ремонт, следует разобраться в конструктивных особенностях щитков.

Обратите внимание: опорный щит тормоза и щиток тормозного барабана — разные по конструкции детали, имеющие неодинаковое назначение и функции. В данной статье рассказано о пылезащитных (грязезащитных) щитках, об опорных щитах читайте в отдельной статье на сайте.


Типы и конструкция тормозных барабанов

Цельный щиток тормозного барабана
Цельный щиток тормозного барабана

Разрезные щитки тормозного барабана
Разрезные щитки тормозного барабана

Пыльники тормозных барабанов делятся на два конструктивных типа:

  • Цельные;
  • Разрезные (составные).

Цельный щиток — сплошной стальной кожух, который надевается на балку оси и полностью закрывает торец тормозного барабана с внутренней стороны. На щитке обязательно присутствуют отверстия для крепежа, окна под кронштейны и головки, суппорт, привод поворотного кулака и другие детали, эти окна могут герметизироваться резиновыми втулками или полностью закрываться резиновыми заглушками. В центре щитка выполнен отверстие круглой или прямоугольной формы под балку моста, либо отверстие сложной формы под суппорт, здесь предусмотрены выступы для фиксации щитка на балке с помощью металлического хомута.

Разрезной щиток — стальной кожух, разделенный на две части для удобства монтажа на балку моста. По конструкции он аналогичен цельному — имеет окна, заглушки и крепеж. Для герметизации внутреннего пространства барабана половины щитка устанавливаются внахлест.

Цельные и разрезные щитки имеют свои преимущества и недостатки. Цельные пыльники обеспечивают наилучшую защиту от загрязнений, отличаются повышенной прочностью и жесткостью. Однако такие детали более сложны в замене — эта работа требует полной разборки колеса, вплоть до демонтажа ступицы. Разрезные пыльники хуже защищают от загрязнений и обладают меньшей жесткостью, однако они гораздо более удобны в замене, так как чаще всего требуют только демонтажа колесного диска, хотя и это не обязательно.

Щитки обоих типов могут применяться на тормозах различной конструкции, что сказывается на их конструкции и способе монтажа:

  • Для тормоза с суппортом — щиток имеет фланец, которым монтируется на тыльную сторону суппорта с помощью 4-8 болтов, такое крепление обеспечивает герметизацию и прочность крепления;
  • Для тормоза без суппорта (с монтажом колодок и механизмов на кронштейны балки) — щиток имеет выступы в центральном отверстии для крепления на балку хомутом, также могут предусматриваться дополнительные отверстия под болты.

Первый способ монтажа широко применяется на тягачах и грузовых автомобилях (в том числе его можно встретить и на некоторых актуальных моделях автомобилей КАМАЗ). Второй способ чаще применяется на прицепах и полуприцепах.

Пылезащитные щитки всех типов изготавливаются из листовой стали небольшой толщины (0,8-1,5 мм) методом штамповки, для защиты от коррозии применяется цинкование и нанесение полимерного покрытия (окрашивание).


Как правильно выбрать и заменить щиток тормозного барабана

Вследствие своей слабой конструкции пылезащитные щитки интенсивно изнашиваются и легко поддаются деформации, что приводит к негативным последствиям — внутрь тормозного барабана попадает пыль, грязь, камни и вода, следствием чего становится повышенный износ рабочей поверхности барабана и фрикционных накладок, появление на барабане борозд, засорение и повреждение приводных механизмов. Эксплуатация автомобиля, полуприцепа или прицепа с поврежденным щитком уже в ближайшем будущем приведет к повреждениям деталей колесного тормоза и к необходимости их замены, что повлечет немалые финансовые затраты. Поэтому при любых неисправностях пыльник тормозного барабана подлежит замене.

Общее устройство оси полуприцепа и место щитка в ней
Общее устройство оси полуприцепа и место щитка в ней

На замену следует брать щитки только тех типов (каталожных номеров), что рекомендованы для данного автомобиля или прицепа/полуприцепа производителем — детали других моделей просто-напросто не встанут на свое место и не смогут обеспечить нужного уровня защиты. Обычно щитки продаются наборами различной комплектности:

  • Только для одного колеса;
  • Для двух колес одной оси;
  • Полные комплекты для задних осей автомобиля или всех осей прицепа/полуприцепа.

Минимальный комплект содержит один щиток (цельный или обе части разрезного), несколько резиновых заглушек (2-4 штуки) и втулки для пропуска проводов или тяг. В комплектацию пыльников под суппорт также могут входить все необходимые крепежные детали (болты, гайки, шайбы). А вместе с цельными и разрезными щитами для монтажа непосредственно на балку моста обязательно идут стальные хомуты.

Замену пыльника тормозного барабана следует выполнять в полном соответствии с инструкцией по ремонту конкретной модели и модификации автомобиля или прицепа/полуприцепа. В любом случае работа начинается с обеспечения неподвижности транспортного средства и подъема на домкрате колеса, на котором будет проводиться ремонт. Далее порядок работ зависит от типа щитка:

  • Если щиток цельный — следует выполнить полную разборку колеса, демонтировать барабан, тормозной механизм, ступицу и старый щиток, затем очистить балку моста и другие детали от загрязнений, установить новый щиток и выполнить сборку в обратном порядке;
  • Если щиток составной — следует снять колесо, демонтировать старый щиток, очистить место установки щитка, установить новую деталь, собрать колесо в обратном порядке.

Однако порядок работы зависит от конструкции тормозов, так что в некоторых случаев монтаж разрезного пыльника тормозного барабана может вообще не потребовать разборки колеса, а в некоторых случаях все равно придется снимать ступицу.

При выполнении замены следует не забыть об установке резиновых втулок и заглушек, в противном случае щиток не будет в полном объеме выполнять свои функции. Также следует выполнять надежную затяжку болтов и хомута. После установки щиток тормозного барабана не требует специального обслуживания, и если деталь выбрана и заменена правильно, то тормозные механизмы автомобиля, прицепа или полуприцепа будут надежно защищены от негативных факторов окружающей среды.



Назад
Яндекс.Метрика