Новости
Статьи
|
Щиток барабана тормозного: надежная защита тормозов от пыли и грязиНа многих грузовых автомобилях, прицепах и полуприцепах используются барабанные тормоза, в состав которых входят специальные защитные элементы — щитки тормозных барабанов. Все о щитках, их типах, конструкции и особенностях, а также об их правильном подборе, замене и обслуживании — читайте в статье. Что такое щиток тормозного барабанаЩиток барабана тормозного (пылезащитный щиток, грязезащитный щиток, пыльник тормозного барабана) — компонент осей грузовых автомобилей, прицепов и полуприцепов с тормозным механизмом барабанного типа, опирающимся на суппорт или непосредственно на тормозную балку; стальная штампованная деталь в виде цельного или разрезного щитка, установленного с внутренней стороны колесного тормозного механизма с целью его защиты от попадания пыли и грязи. Тормоза барабанного типа в своей основе имеют тормозные механизмы, обеспечивающие привод колодок за счет гидравлического цилиндра или пневматической тормозной камеры. В грузовых автомобилях, прицепах и полуприцепах с пневматическим приводом тормозного механизма широко используется три схемы расположения колодок и их привода (разжимного кулака и пружин):
В первом случае опорный щит выполняет как силовые, так и защитные функции, закрывая внутреннее пространство тормозного барабана и все расположенные в нем механизмы от загрязнения. Во втором случае суппорт имеет небольшую площадь и не может полностью закрывать барабан. В третьем случае роль суппорта выполняют расположенные непосредственно на балке моста кронштейны с втулками и головками, в которые устанавливаются оси колодок и приводные механизмы. Тормоза второго и третьего типа, как нетрудно заметить, не имеют защиты от загрязнений, поэтому в них вводится дополнительный элемент — щиток тормозного барабана. Щиток тормозного барабана выполняет две основных функции:
Часто щиток называют грязезащитным или пылезащитным, а также просто пыльником тормозного барабана. Эта деталь в процессе эксплуатации подвергается износу и деформациям, периодически требуя замены. Чтобы сделать правильный ремонт, следует разобраться в конструктивных особенностях щитков. Обратите внимание: опорный щит тормоза и щиток тормозного барабана — разные по конструкции детали, имеющие неодинаковое назначение и функции. В данной статье рассказано о пылезащитных (грязезащитных) щитках, об опорных щитах читайте в отдельной статье на сайте. Типы и конструкция тормозных барабановПыльники тормозных барабанов делятся на два конструктивных типа:
Цельный щиток — сплошной стальной кожух, который надевается на балку оси и полностью закрывает торец тормозного барабана с внутренней стороны. На щитке обязательно присутствуют отверстия для крепежа, окна под кронштейны и головки, суппорт, привод поворотного кулака и другие детали, эти окна могут герметизироваться резиновыми втулками или полностью закрываться резиновыми заглушками. В центре щитка выполнен отверстие круглой или прямоугольной формы под балку моста, либо отверстие сложной формы под суппорт, здесь предусмотрены выступы для фиксации щитка на балке с помощью металлического хомута. Разрезной щиток — стальной кожух, разделенный на две части для удобства монтажа на балку моста. По конструкции он аналогичен цельному — имеет окна, заглушки и крепеж. Для герметизации внутреннего пространства барабана половины щитка устанавливаются внахлест. Цельные и разрезные щитки имеют свои преимущества и недостатки. Цельные пыльники обеспечивают наилучшую защиту от загрязнений, отличаются повышенной прочностью и жесткостью. Однако такие детали более сложны в замене — эта работа требует полной разборки колеса, вплоть до демонтажа ступицы. Разрезные пыльники хуже защищают от загрязнений и обладают меньшей жесткостью, однако они гораздо более удобны в замене, так как чаще всего требуют только демонтажа колесного диска, хотя и это не обязательно. Щитки обоих типов могут применяться на тормозах различной конструкции, что сказывается на их конструкции и способе монтажа:
Первый способ монтажа широко применяется на тягачах и грузовых автомобилях (в том числе его можно встретить и на некоторых актуальных моделях автомобилей КАМАЗ). Второй способ чаще применяется на прицепах и полуприцепах. Пылезащитные щитки всех типов изготавливаются из листовой стали небольшой толщины (0,8-1,5 мм) методом штамповки, для защиты от коррозии применяется цинкование и нанесение полимерного покрытия (окрашивание). Как правильно выбрать и заменить щиток тормозного барабанаВследствие своей слабой конструкции пылезащитные щитки интенсивно изнашиваются и легко поддаются деформации, что приводит к негативным последствиям — внутрь тормозного барабана попадает пыль, грязь, камни и вода, следствием чего становится повышенный износ рабочей поверхности барабана и фрикционных накладок, появление на барабане борозд, засорение и повреждение приводных механизмов. Эксплуатация автомобиля, полуприцепа или прицепа с поврежденным щитком уже в ближайшем будущем приведет к повреждениям деталей колесного тормоза и к необходимости их замены, что повлечет немалые финансовые затраты. Поэтому при любых неисправностях пыльник тормозного барабана подлежит замене. На замену следует брать щитки только тех типов (каталожных номеров), что рекомендованы для данного автомобиля или прицепа/полуприцепа производителем — детали других моделей просто-напросто не встанут на свое место и не смогут обеспечить нужного уровня защиты. Обычно щитки продаются наборами различной комплектности:
Минимальный комплект содержит один щиток (цельный или обе части разрезного), несколько резиновых заглушек (2-4 штуки) и втулки для пропуска проводов или тяг. В комплектацию пыльников под суппорт также могут входить все необходимые крепежные детали (болты, гайки, шайбы). А вместе с цельными и разрезными щитами для монтажа непосредственно на балку моста обязательно идут стальные хомуты. Замену пыльника тормозного барабана следует выполнять в полном соответствии с инструкцией по ремонту конкретной модели и модификации автомобиля или прицепа/полуприцепа. В любом случае работа начинается с обеспечения неподвижности транспортного средства и подъема на домкрате колеса, на котором будет проводиться ремонт. Далее порядок работ зависит от типа щитка:
Однако порядок работы зависит от конструкции тормозов, так что в некоторых случаев монтаж разрезного пыльника тормозного барабана может вообще не потребовать разборки колеса, а в некоторых случаях все равно придется снимать ступицу. При выполнении замены следует не забыть об установке резиновых втулок и заглушек, в противном случае щиток не будет в полном объеме выполнять свои функции. Также следует выполнять надежную затяжку болтов и хомута. После установки щиток тормозного барабана не требует специального обслуживания, и если деталь выбрана и заменена правильно, то тормозные механизмы автомобиля, прицепа или полуприцепа будут надежно защищены от негативных факторов окружающей среды. |