Новости
Статьи
|
Масло моторное: главная деталь двигателяДаже лучший двигатель не сможет и пяти минут проработать без одной детали — моторного масла. О том, что такое моторное масло, каких типов оно бывает и какой имеет состав, а также об основных характеристиках масел (вязкости, применяемости, допусках) и их правильном подборе — читайте в данной статье. Назначение моторного маслаМоторное масло — специальные масла (смеси жидких высококипящих углеводородов) для смазывания трущихся деталей поршневых двигателей внутреннего сгорания. Моторное масло выполняет несколько функций:
Для хранения, распределения и очистки масла в двигателе предусмотрена система смазки. С помощью системы каналов смазочный материал поступает к трущимся и нагруженным компонентам. На деталях масло образует тонкую пленку, заполняющая микронеровности на поверхностях и в зазоре между ними, и в разы снижает силы трения. Масло является одним из ключевых расходных материалов (наравне с топливом), без которого эксплуатация любого ДВС в принципе невозможна. Поэтому необходимо выполнять регулярную (а в некоторых случаях — и экстренную) замену масла. Но прежде, чем покупать смазочный материал для мотора, необходимо разобраться в типах и особенностях современных масел. Типы и состав моторных маселСовременные моторные масла принято делить на три больших группы по химическому составу:
Минеральные масла — это продукты нефтепереработки, в их основе лежат высококипящие углеводороды (в процессе перегонки нефти они отделяются при температуре 300-600 °C) с приблизительно одинаковыми физико-химическими свойствами. Это наиболее простые и дешевые масла, свойства которых, однако, заметно изменяются в зависимости от температуры и отработанного ресурса. Синтетические масла — это результат более глубокой переработки нефтепродуктов, масла данной группы изготавливаются путем органического синтеза из различных групп углеводородов (сложных эфиров, гликолей, полиальфаолефинов, силиконов и других). Синтетические масла однородны по составу и обладают более стабильными характеристиками, однако они дороже минеральных. Полусинтетические масла — фактически, это обычные минеральные масла, в которых до трети объема занимают различные синтетические компоненты. Эти смазочные материалы — компромисс между дорогими синтетическими и нестабильными минеральными. Используется и общепризнанная классификация масел, предложенная Американским институтом нефти (API), и дополненная другими организациями. Согласно этой спецификации, масла бывают шести типов:
Независимо от типа, любое моторное современное моторное масло состоит из двух основных компонентов:
Базовое масло обеспечивает основные характеристики — смазочные. А присадки, число которых может достигать нескольких десятков, необходимы для улучшения качества и повышения ресурса масла. В качестве присадок используются различные химические вещества — антифрикционные антизадирные и антикоррозийные компоненты, стабилизаторы, кондиционеры металла, поверхностно-активные вещества и многие другие. Сегодня производители моторных масел используют огромное разнообразие присадок, зачастую их состав запатентован и является коммерческой тайной. Характеристики моторных маселК основным характеристикам моторных масел относятся вязкость в определенном диапазоне температур, применяемость (эксплуатационная категория) и допуски автопроизводителей. ВязкостьВязкость — параметр, показывающий текучесть масла в различных диапазонах температур окружающего воздуха. Данный параметр указывает на то, при каких температурах масло будет обеспечивать нормальный пуск и эксплуатацию силового агрегата. Сегодня широко используется несколько стандартов и спецификаций вязкости масел, но признанной во всем мире остается классификация SAE J300. Согласно этой классификации, каждое моторное масло может относиться к одной из 17 групп, которые маркируются в виде xxW-yy. Здесь xxW — низкотемпературная вязкость (буква "W" от англ. "winter" — зима), yy — высокотемпературная вязкость. Низкотемпературная вязкость показывает нижнюю границу температурного диапазона применимости смазочного материала:
Высокотемпературная вязкость показывает верхнюю границу температурного диапазона применимости масла (параметр определяется при нагреве до 100°C):
Например, маркировка 5W-40 говорит о том, что данное масло сохраняет свои качества вплоть до 30-градусных морозов и до 40-градусной жары, поэтому оно вполне годится для использования на большей территории России. В нашей стране действует ГОСТ 17479.1-2015, который в части определения вязкости вполне совпадает со спецификацией SAE. Соответствие классов масел указано в таблице:
Нетрудно понять, что здесь буква "з" рядом с числом — это "зима", а летние марки обозначаются только числом. Применяемость моторных маселДанный параметр указывает на возможность применения смазочных материалов в тех или иных типах силовых агрегатов в зависимости от вида топлива, мощности, экологического класса и иных характеристик. Наиболее широкое применение имеют классификации эксплуатационных категорий API, ACEA, ILSAC и JASO. По API выделяется три категории масел:
Смазочные материалы для бензиновых моторов делятся на множество подкатегорий, из которых актуальными являются только четыре:
Смазочные материалы для дизелей тоже делятся на ряд подкатегорий:
Спецификация ACEA выделяет пять больших групп масел:
При этом каждая группа делится на пять категорий, маркируемых цифрами от 1 до 5 (за исключением группы E, которая делится на классы 4, 6, 7 и 9) — эти категории означают качество масла, чем выше число, тем выше требования к смазочному материалу. Классификация ILSAC наиболее широко используется в Америке и Японии, в ней выделяется шесть категорий моторных масел от GF-1 до GF-6 (последняя категория будет введена не ранее 2018 года), с ростом категории повышаются требования к характеристикам масел, их энергосберегающим качествам, экологическим свойствам и т.д. Наконец, классификации JASO регулируют применимость масел к двухтактным двигателям различных типов и специальных масел для мотоциклетных моторов (двух- и четырехтактных). Отличительная особенность этих масел — возможность применения в моторах с "мокрым" типом сцепления и повышенная устойчивость к отработавшим газам. Сегодня используются две классификации JASO:
Как правило, информация об эксплуатационной категории масла указана на его этикетке, данную информацию следует использовать при выборе масла для мотора. Допуски моторных маселДанный параметр не имеет прямого отношения к свойствам моторных масел — он лишь указывает на то, какие масла допущены автопроизводителями для использования в их транспортных средствах. Большинство производителей масел стремятся получить допуски VAG (VW/Audi/Seat/Skoda), FIAT Group, Daimler Chrysler/Mercedes-Benz, PSA Peugeot-Citroen, Opel/General Motors, BMW, Porsche, Renault, Rover, Volvo, Ford, Scania и MAN. Допуск масла обязательно указан на его этикетке наряду с вязкостью и применимостью. Как правильно выбрать и заменить маслоВыбор масла — дело, к которому нужно подходить максимально ответственно. Чтобы сделать верный выбор, нужно учитывать целый ряд параметров:
Наиболее просто решается вопрос для двигателей с пробегом до 70-80 тысяч км новых ТС, не имеющих явных проблем — в них по истечению межсервисного интервала следует заливать то же масло, что было залито ранее. Менять тип масла в этом случае не имеет большого смысла, так как это приведет к лишним расходам и непредсказуемому результату. В этом случае актуальны и допуски производителя автомобиля — в них четко указаны типы, эксплуатационные категории и характеристики масел, применение которых дает наилучший результат. Что касается климатических условий эксплуатации ТС, то здесь следует опираться на классификацию SAE или ГОСТ 17479.1-2015. При изменении климатической зоны или сезона (если используются не всесезонные смазочные материалы) следует выбирать масло соответствующего типа — благо, сегодня производители предлагают одинаковые по свойствам масла для разных температурных диапазонов. Сложнее подбирать смазочные материалы для изношенных двигателей и агрегатов, для которых тип ранее заливаемого масла неизвестен. Но в общем случае здесь используется простое правило: чем старше мотор, тем более высокую вязкость должно иметь масло для него. То есть, для старых двигателей лучше использовать более вязкое масло, которое лучше работает в увеличенных зазорах между трущимися деталями. Обычно выделяют три группы износа силовых агрегатов и применимых для них масел:
При заливе нового масла следует полностью сливать старое, не допуская их смешивания, также лучше не экспериментировать с одновременной заливкой разных типов масел — это может привести к полной порче масла вследствие непредсказуемых реакций между пакетами присадок. При верном выборе и замене масла двигатель будет работать качественно и надежно в любых условиях. |