Статьи

Главная » Статьи » Провод монтажный автотракторный: основа бортовой электросистемы транспортных средств

Провод монтажный автотракторный: основа бортовой электросистемы транспортных средств

В каждом транспортном средстве, тракторе и другой технике присутствует бортовая электросистема, в которой электрические соединения выполнены специальными автотракторными монтажными проводами. Все о данной кабельной продукции, ее типах, характеристиках и правильном подборе — читайте в данной статье.

Что такое монтажный автотракторный провод?

Провод монтажный (установочный) автотракторный — группа электротехнических кабельных изделий; медный проводник в изоляции, предназначенный для выполнения внутриприборных и межприбрных электрических соединений (электрического монтажа) в бортовых электрических системах автотракторной техники с действующим напряжением до 48 вольт.

Монтажные автотракторные провода — это большая группа кабельных изделий, которые применяются для решения двух основных задач:

  • Выполнение электрических соединений в цепях питания оборудования — подача питающего напряжения на устройства, механизмы и приборы, а также их соединение с "массой";
  • Использование в сигнальных цепях аналоговых приборов — подача сигналов от датчиков к приборам и блокам управления.

Монтажные провода могут применяться только в низковольтных цепях автомобильной электросистемы. Данные изделия используются для формирования жгутов проводов и в качестве одиночных проводников, с их помощью осуществляется прокладка проводки в заводских условиях и ее последующий ремонт, установка дополнительного электрооборудования и т.д. Именно поэтому автотракторные провода относятся к одним из наиболее востребованных компонентов для ремонта и обслуживания транспортных средств. Но чтобы сделать верный выбор данной кабельной продукции, необходимо разобраться в ее классификации, характеристиках и особенностях.


Типы, марки и характеристики автотракторных монтажных проводов

Все автотракторные монтажные провода имеют принципиально одинаковую конструкцию. Основу провода составляет медная токопроводящая жила, состоящая из большого числа свитых проволок малого диаметра — витая жила обладает высокой гибкостью, поэтому ее можно использовать в подвижных соединениях. Токопроводящая жила помещена в изоляционную оболочку из полимерного диэлектрического материала, препятствующего утечкам тока. Поверх изоляции может располагаться экран — гибкая проволочная оплетка, служащая защитой против электрических наводок и помех.

Конструкция неэкранированного провода

Автотракторные провода делятся на две группы по количеству токопроводящих жил:

  • Одножильные — имеют описанную выше конструкцию;
  • Двужильный — сформирован из двух изолированных токопроводящих жил, дополнительно помещенных в общую изоляционную оболочку и, если это необходимо, в экранирующую оплетку.

В автотракторной технике наиболее широко используются одножильные провода, из которых формируются жгуты, двужильные провода применяются реже и только для некоторых цепей, не требующих подключения к "массе".

В качестве изоляционной оболочки в автотракторных проводах используется поливинилхлорид (ПВХ-пластикат) нескольких видов:

  • Теплостойкий — с рабочим диапазоном температур до +105°С;
  • Морозостойкий — с рабочим диапазоном температур от -60°С;
  • Пониженной горючести — устойчивый к открытому пламени.

При этом изоляция может быть стандартной и тонкостенной, провода в тонкостенной изоляции обладают большей гибкостью и меньшим диаметром, однако они больше подвержены износу и имеют пониженный порог электрического пробоя. Введением красителей изоляционной оболочке может придаваться практически любой цвет, причем окрашивание может быть как сплошным (одноцветным), так и комбинированным (многоцветным — с полосами другого цвета, отличного от основного цвета изоляции).

Конструкция экранированного автотракторного провода

Что касается экранирования, то оно выполняется двух типов:

  • Гибкая оплетка из тонкой медной проволоки (от 0,12 до 0,26 мм) с оловянно-свинцовой (в исполнении для холодного и умеренного климата) или чисто оловянной полудой (для тропического исполнения);
  • То же с дополнительным перекрытием из лавсановой фольгированной пленки, расположенным под основной металлической оплеткой.

Сегодня в электросистемах автотракторной техники используется ограниченный ассортимент монтажных проводов, что оговорено стандартом ГОСТ 23544-84. Информация о наиболее распространенных марках монтажных проводов представлена в таблице:

Марка провода Общее описание Количество жил Тип изоляции Экран Температурный диапазон, °С Применяемость
ПВА Провод повышенной гибкости 1 Теплостойкая Нет -40 … +105 Электрические соединения, требующие повышенной гибкости, и работающие в условиях повышенных температур
ПВАМ То же 1 Теплостойкая тонкостенная Нет -40 … +105 То же
ПВАЭ Провод высокой гибкости 1 Теплостойкая Луженая медная оплетка -40 … +105 То же, но в цепях, где требуется экранирование
ПВАМЭ То же 1 То же Луженая медная оплетка, перекрытие из лавсановой фольгированной пленки -40 … +105 То же
ПВАМДЭ То же 2 То же То же -40 … +105 То же
ПГВА То же 1 Морозостойкая нет  -40… +80
(в исполнении ХЛ1 от -60 до +80)
Электрические соединения автотракторного электрооборудования и приборов
ПГВАБ Провод гибкий, бронированный (оплетка из стальной оцинкованной или алюминиевой проволоки) 1 То же нет -40 … +70 То же, но в цепях, требующих механической защиты проводов
ПГВТА Провод повышенной гибкости 1 Теплостойкая нет -40 … +90 Электрические соединения автотракторного электрооборудования и приборов в транспортных средствах в тропическом исполнении
ПГВАМ Провод гибкий 1 Морозостойкая, тонкостенная нет -40 … +80 Электрические соединения автотракторного электрооборудования и приборов
ПГВАЭ Провод высокой гибкости 1 Морозостойкая Луженая медная оплетка -40 … +80
(в исполнении ХЛ1 от -60 до +80)
То же, но в цепях, требующих экранирования
ПГВАнг(С) Провод гибкий 1 Пониженной горючести нет -40 … +70 Электрические соединения автотракторного электрооборудования и приборов в цепях, наиболее опасных в пожарном отношении
ПГВАЭнг(С) То же 1 То же Луженая медная оплетка -40 … +70 То же, но в цепях, требующих экранировки

Отдельно отметим, что автотракторные провода всех марок не распространяют горения при одиночной прокладке, а провода марок ПГВАнг(С) и ПГВАЭнг(С) — устойчивы к горению при прокладке в жгутах. При этом все провода могут в течение часа нормально работать при нагреве до +125°С.

Все указанные марки монтажных проводов выпускаются с различным сечением токопроводящих жил, наиболее распространены провода с сечением от 0,35 до 35 кв. мм (диаметр провода в изоляции от 2,3 до 11,6 мм), однако выпускаются провода сечением вплоть до 95 кв. мм.

К монтажным автотракторным проводам предъявляются жесткие требования по прочности, надежности и устойчивости к негативным воздействиям окружающей среды. В частности, все марки проводов устойчивы к маслам, топливу, отработавшим газам и другим агрессивным средам, к различным механическим воздействиям (вибрации, ударам, изгибам, навиванию) и биологическим угрозам (провода в тропическом исполнении устойчивы к поражению плесневыми грибами и прочими микроорганизмами), перепадам температур и т.д. Изоляция проводов на протяжении как минимум 10 лет не должна терять эластичность и растрескиваться, а также в течение всего срока службы сохранять определенные противопожарные свойства.


Как подобрать и правильно использовать автотракторные монтажные провода?

Многообразие автомобильных жгутов проводов

Выбирать автотракторные монтажные провода необходимо с учетом тех условий, в которых они будут эксплуатироваться. В частности, следует опираться на климатические условия, расположение проводов (внутреннее или наружное), их контакт с окружающими приборами и необходимость в защите от наводок и помех.

Наиболее универсальными являются провода марок ПВА и ПГВА в различных исполнениях — они обладают высокой гибкостью и могут работать в любом климате. При необходимости можно использовать их экранированные варианты, а также и бронированный ПГВАБ. Для прокладки сигнальных цепей, где очень важна защита от наводок и помех, можно использовать и экранированные провода с усиленной защитой, в том числе двужильные ПВАМДЭ. Для прокладки наружных электрических соединений следует использовать провода в морозостойкой изоляции.

Подбор проводов должен выполняться в соответствии с электрическими характеристиками тех цепей, в которых они будут работать — в первую очередь, с силой тока. Чем больший ток течет в цепи, тем больше должно быть сечение провода. Для большинства цепей, соединяющих оборудование и приборы современного автомобиля, бывает достаточно проводов с сечением токопроводящей жилы 0,5-2,5 кв. мм, но для слаботочных цепей питания лучше выбирать более толстые провода — до 4 кв. м. Цепи системы запуска двигателя, в которых сила тока кратковременно может достигать 400-800 А и более, и для других сильноточных цепей необходимы провода сечением 35 кв. мм и более — такими проводами соединяется аккумулятор, стартер и связанные с ними приборы (реле). Для внутриприборных соединений подходят провода с сечением от 0,35 кв. мм и с тонкостенной изоляцией — они гибкие и занимают минимум места.

Для обеспечения необходимых характеристик электрических сетей провода следует правильно соединять друг с другом и с клеммами. При правильном подборе монтажных проводов и их применении электрическая система автотракторной техники будет бесперебойно работать в любых условиях.



Назад
Яндекс.Метрика