Новости
Статьи
|
Жиклер омывателя: основа чистоты автомобильных стеколВ каждом автомобиле предусмотрена системы очистки стекла от загрязнений — стеклоомыватель. Важное место в данной системе занимают жиклеры (или форсунки) — все о жиклерах омывателя, их существующих типах, конструкции, принципе работы, а также о правильном выборе и замене этих деталей читайте в статье. Что такое жиклер омывателя?Жиклер омывателя (жиклер стеклоомывателя, форсунка омывателя) — деталь стеклоомывателя автомобиля; деталь с калиброванным отверстием (или отверстиями) для дозированной подачи и распыления омывающей жидкости на ветровое или заднее стекло автомобиля с целью его очищения от загрязнений. Жиклер (форсунка) стеклоомывателя благодаря наличию отверстия малого диаметра формирует струю воды (или иной омывающей жидкости), которая подается на ветровое либо заднее стекло и распределяется щетками стеклоочистителей ("дворниками"). От характеристик и качества функционирования жиклеров зависит вся работа стеклоомывателя и возможность нормальной эксплуатации транспортного средства в различных условиях (при повышенной запыленности, при движении по грунтовым трассам, во время осадков и в других ситуациях). Поэтому неисправные форсунки должны быть заменены. Чтобы сделать правильный выбор и замену деталей, необходимо разобраться в конструкции, типах и особенностях жиклеров омывателя. Типы, конструкция и особенности жиклеров омывателяЖиклеры, независимо от конструкции и типа, занимают одинаковое место в стеклоомывателе. Эти детали монтируются непосредственно перед стеклом на передней панели кузова или на капоте (реже), а также на двери задка. Жиклер с помощью гибких трубопроводов связан с насосом омывателя, от которого под давлением поступает жидкость. Обычно в легковых автомобилях предусмотрено два передних жиклера и один задний (если имеется омыватель стекла двери задка), на грузовых автомобилях может иметься три или четыре жиклера, равномерно расположенных под ветровым стеклом. Жиклеры стеклоомывателя делятся на два основных типа по форме струи и конструкции:
Струйный жиклер — это классическая конструкция, которая применяется на автомобилях многие десятки лет. Он выполнен в виде металлической трубки с тонким (калиброванным) отверстием круглого сечения, в эту трубку насосом подается жидкость, которая при прохождении сужающегося калиброванного отверстия приобретает импульс (движется быстрее в соответствии с законом Бернулли) и выходит в виде тонкой струи. Сам жиклер с отверстием выполняется из металла, он может помещаться в металлический же или пластиковый корпус, который монтируется в капот, дверь задка или иное место кузова автомобиля. Струйные форсунки могут иметь один, два, три или четыре жиклера — соответственно, они называются одно-, двух-, трех- и четырехструйными. На отечественных автомобилях чаще всего используются одно- и двухструйные жиклеры, на автомобилях зарубежного производства часто встречаются трех- и четырехструйные форсунки. Веерный жиклер — это относительно новая конструкция, которая сегодня находит все более широкое применение. Данная деталь выполнена в виде трубки с тонкой щелью сложного профиля или рядом круглых калиброванных отверстий, расположенных в ряд на небольшом расстоянии друг от друга. Щель и отверстия обычно расположены криволинейно (по радиусу) в горизонтальной (реже в вертикальной) плоскости, что обеспечивает распыление омывающей жидкости широким веером. Существует большое разнообразие конструкций веерных жиклеров, наиболее широкое распространение получили детали так называемых типов "G" и "H", которые отличаются формой веера и возможностью его регулировки. Жиклеры стеклоомывателя, независимо от типа, могут быть регулируемыми и нерегулируемыми. В регулируемых устройствах жиклер может поворачиваться вокруг своей оси, в результате чего изменяется сечение отверстия или давление жидкости — это обеспечивает изменение формы струи и ее направление распыления. В веерных форсунках может быть предусмотрен механизм изменения ширины веера и его наклона к плоскости стекла. Жиклеры выполняются в пластиковых или металлических корпусах, которые монтируются в кузовные детали автомобиля тремя способами:
Корпус форсунки, как правило, имеет обтекаемую форму — простую округлую, цилиндрическую, в виде капли и т.д. Хотя сегодня часто встречаются и жиклеры в прямоугольных корпусах сложной конфигурации, которые обладают низким аэродинамическим качеством. В нижней части жиклера, расположенной под кузовной деталью, находится штуцер для присоединения трубопровода (шланга) арматуры стеклоомывателя. Здесь же расположены защелки и гайка, которая удерживается резьбой, выполненной на штуцере. Гайка может быть металлической или пластиковой с крупной резьбой. Наконец, жиклеры могут иметь различные декоративные эффекты — просто черный пластик с глянцевой, матовой или фактурной поверхностью, прозрачный корпус однородный или с вкраплениями цветного пластика, металлический корпус в различном оформлении и т.д. Разнообразие дизайнерских решений позволяет подобрать жиклер омывателя под любой автомобиль как для ремонта, так и в целях тюнинга. Как правильно выбрать и заменить жиклер омывателяДля верного подбора жиклера омывателя необходимо учитывать модель автомобиля и тип ранее установленных в его стеклоомывателе деталей. Правильным выбором в любом случае станут оригинальные форсунки, тип и номер которых можно узнать в соответствующем каталоге. Монтаж таких жиклеров всегда выполняется без проблем, так как они соответствуют автомобилю по установочным размерам и особенностям работы. В ряде случаев имеет смысл использовать неоригинальные форсунки (но только не для автомобилей на гарантии), которые могут улучшить качество работы стеклоомывателя. Например, оправданной будет замена обычного струйного жиклера на жиклер с двумя или большим числом отверстий, либо вовсе не жиклер веерного типа. Для такой замены необходимо использовать жиклеры, подходящие по установочным размерам и дизайну корпуса. Наиболее просто подобрать детали с монтажом на гайку — обычно под них в кузовных деталях выполнены небольшие отверстия, которые не придется дорабатывать под новые форсунки. Если же старые жиклеры имеют корпус сложной формы с монтажом на защелки, то придется поискать такие же детали, либо доработать монтажные отверстия. При неисправности одного жиклера можно заменить только его, но лучше устанавливать обе новых детали — так снижается вероятность, что и второй старый жиклер вскоре выйдет из строя. Полный комплект форсунок понадобится и в случае, если не удастся найти новую деталь того же типа и модели, что старая. Зачастую старая арматура стеклоомывателя не подходит к новым жиклерам по длине или диаметру трубопроводов — в этом случае нужно позаботиться и о покупке данных деталей. Также имеет смысл включить в состав арматуры обратный клапан и фильтр (если они отсутствовали) — это поможет продлить срок службы новых жиклеров. Монтаж форсунок стеклоомывателя необходимо выполнять в соответствии с инструкцией по ремонту транспортного средства. Обычно эта работа сводится к пяти шагам:
Особое внимание следует уделять последнему пункту — нужно отрегулировать форсунку так, чтобы водяная струя или веер равномерно омывал стекло, обеспечивая его качественную очистку. Обычно регулировка выполняется поворотом жиклера по вертикальной и горизонтальной осям руками или с помощью заостренного предмета. Проще всего меняются передние жиклеры — они становятся доступными при открытии капота и лишь в редких случаях их замена может потребовать демонтажа других деталей в моторном отсеке. Сложнее заменить заднюю форсунку, так как в этом случае может потребоваться частичная разборка двери задка — снятие внутренней обшивки и других деталей. В дальнейшем форсунки нуждаются в периодическом обслуживании — прочистке от загрязнений и выполнению регулировки. Правильный выбор, монтаж и обслуживание жиклеров — гарантия надежной работы стеклоомывателя в любых условиях. |