Новости
Статьи
|
Разъем для магнитолы: основа электрических соединений аудиосистемыПодключение автомобильной магнитолы к питанию, колонкам и другим деталям выполняется с помощью стандартизированных разъемов. О том, что такое разъем для магнитолы, каких типов бывают разъемы и как они устроены, а также о верном подборе и монтаже разъемов различных стандартов — читайте в этой статье. Что такое разъем для магнитолы?Разъем для магнитолы — элемент сигнальных и силовых электрических цепей аудиосистемы автомобиля: специализированный электрический разъем (или несколько разъемов) для соединения автомагнитолы с электросистемой транспортного средства, акустическим системами и иным оборудованием аудиосистемы. На электрические разъемы возлагается несколько основных функций:
Разъемы для магнитолы — важные элементы, которые во многом обеспечивают нормальную работу автомобильной аудиосистемы и возможность комфортного управления ею. Поэтому при установке магнитолы в автомобиль, а также в случае неисправности разъемов, необходимо подобрать новые разъемы соответствующего типа. Чтобы сделать верный выбор, сначала следует разобраться в стандартах разъемов автомагнитол, особенностях их конструкции и характеристиках. Типы и характеристики разъемов для магнитолыВсе применяемые сегодня электрические разъемы для автомобильных аудиосистем можно разделить на две группы по соответствию стандартам:
К первой группе относятся стандартизированные электрические разъемы, конструкция которых соответствует европейскому стандарту ISO 10487. Данным документом устанавливается, что разъем состоит из двух 8-контактных секций (колодок), каждая из которых выполняет свои функции и входит в состав разных электрических цепей:
При этом разъемы бывают двух совместимых друг с другом типов:
Отличить секции "A" и "B" и предотвратить их неправильную установку помогают выполненные на корпусе ключи — выступы прямоугольной формы на одной из узких боковых стенок разъема. Ключи выполняются на обеих частях разъема — как на штекерной ("папа"), так и на розеточной ("мама"), при их соединении ключи входят друг в друга, поэтому выполнить неправильное подключение колодок невозможно. Также колодки разъемов стандарта ISO могут иметь одно из двух исполнений:
Сегодня широко используются оба исполнения разъемов, во многих случаях различные исполнения совместимы друг с другом — например, в сдвоенную розетку можно установить раздельные штекеры. Что касается оригинальных разъемов, то их сегодня существует несколько десятков видов, практически каждый более или менее крупный производитель автомагнитол и автомобилей использует свой собственный стандарт. В колодках этих разъемов могут использоваться различные по конструкции и типу контакты (широкие или узкие ножевые, штыревые, их комбинация и т.д.), имеющие разнообразную распиновку. Подробно рассматривать оригинальные разъемы магнитол здесь мы не будем, всю информацию можно найти в соответствующих справочниках. Отдельную группу разъемов составляют переходники, которые позволяют соединять головные устройства с электросистемой автомобиля при использовании в них разъемов различных стандартов. Наиболее часто переходники имеют одну часть в виде стандартного разъема ISO, а вторую в виде нестандартного (оригинального) разъема для того или иного автомобиля/автомагнитолы. Такие переходники позволяют устанавливать новые магнитолы с ISO-разъемами взамен магнитол с оригинальными разъемами без перепайки проводников и вообще без вмешательства в электросистему автомобиля. На рынке представлены и переходники с двумя нестандартными разъемами. Конструкция разъемов магнитол и особенности их установкиВсе разъемы автомагнитол имеют принципиально одинаковую конструкцию — это колодка из диэлектрического материала (обычно из негорючего пластика), в которой установлены металлические контакты, а с обратной стороны выведен жгут проводов. Форма и размеры колодки, а также расположение в ней контактов зависит от стандарта. Жгут проводов для присоединения колодки к деталям магнитолы, акустическим системам и автомобильной электросети, выполнен из проводов в цветной изоляции, каждый из которых имеет свое назначение. В большинстве разъемов, независимо от стандартов и производителей, для выполнения соединений одинакового назначения используются провода с изоляцией одинакового цвета. Например, подключение к "массе" всегда выполняется черным проводом, правые акустические системы подключаются серым и фиолетовым проводниками, левые — зелеными и белыми, питание +12/24 В подается по желтому проводу, и т.д. Однако следует учитывать, что стандарт ISO не определяет назначение проводов и контактов в разъемах, поэтому многие производители используют свои схемы подключения, в которых цвета проводов могут не совпадать с указанными выше. Поэтому перед монтажом необходимо уточнять назначение проводников в автомобиле. Как правило, разъемы автомагнитол продаются с монтажными проводами небольшой длины (15-30 см) в полимерной изоляции, которые после зачистки концов можно монтировать к соответствующим клеммам. Разъемы-переходники также имеют провода, однако на обоих концах жгута расположены разъемы различных стандартов, так что при их монтаже нет необходимости зачищать провода или выполнять иные операции. Правильный выбор и замена разъема для магнитолыПодбирать электрические разъемы необходимо с учетом типа разъема на автомагнитоле и в автомобиле. На большинстве современных магнитол и головных устройств используются стандартные разъемы ISO типа "папа", поэтому для их подключения необходимо использовать ответные разъемы типа "мама", которые тем или иным способом подключаются к соответствующим цепям электросистемы автомобиля. Если же магнитола оснащена нестандартным разъемом, то под него следует подбирать соответствующую ответную часть. Если на автомобиле имеется разъем, который не соответствует типу разъема на магнитоле, то лучшим вариантом станет покупка соответствующего переходника — использование этой детали сделает ненужным перепайку проводов и выполнение других работ. Но если в автомобиле разъема нет, а есть только жгут проводов, то следует использовать подходящий к магнитоле разъем, провода которого присоединяются к проводам на автомобиле в соответствии с их назначением. Соединения проводников можно выполнять обычной скруткой, пайкой или с помощью клеммных колодок с винтовыми зажимами, в первых двух случаях дополнительно придется позаботиться об изоляции проводников (с помощью изоленты, кембриков или термоусадочных трубок), а при использовании клеммника изоляция обеспечивается автоматически при правильной обработке концов проводов. Перед монтажом разъема необходимо проверить его распиновку и назначение присоединяемых к нему проводов, это можно сделать с помощью справочников и посредством визуального осмотра проводки аудиосистемы. Такая проверка поможет избежать ошибки в подключении магнитолы и связанных с ней компонентов. Проверку нужно выполнять и по завершению монтажа перед первым включением магнитолы — это предотвратит возможную поломку компонентов системы и лишние затраты на ремонт. Правильный подбор и монтаж разъемов магнитолы — гарантия надежного функционирования силовых и сигнальных цепей автомобильной аудиосистемы независимо от ее типа и класса. |