Новости
Статьи
|
Металлорукав: гибкость и долговечность автомобильной выхлопной системыВ выхлопных системах многих транспортных средств используются специальные детали для компенсации вибраций и смещений — металлорукава или гофры. Все об этих изделиях, их существующих типах, особенностях конструкции и применяемости, а также о правильном выборе и замене металлорукавов читайте в статье. Что такое металлорукав?Металлорукав (гофра, сильфон, компенсатор, гибкая вставка) — элемент системы выпуска отработавших газов двигателей внутреннего сгорания; металлический гибкий трубопровод, обеспечивающий гибкое, но герметичное соединение элементов системы с целью компенсации их взаимных смещений и деформаций. На автомобилях, тракторах и иной технике система выпуска отработавших газов прокладывается под рамой либо кузовом и имеет значительную протяженность. В процессе эксплуатации транспортного средства возникают вибрации двигателя и деформации кузова/рамы — это может приводить к деформациям, смещениям, чрезмерным вибрациям деталей выхлопной системы и, как следствие, к их разнообразным повреждениям. Поэтому в систему часто вводятся специальные элементы компенсации вибраций и взаимных смещений — металлорукава или сильфоны. Металлорукава имеют несколько основных функций:
Сегодня металлорукавами оснащается большинство транспортных средств — как грузовых автомобилей и тяжелой техники, так и новых легковых авто различных классов. Эти детали всегда работают в экстремальных условиях, поэтому довольно быстро они выходят из строя и требуют замены. Чтобы сделать верный выбор новой гофры, нужно разобраться в существующих типах и особенностях данных компонентов. Типы и применяемость металлорукавовНа транспортных средствах, тракторах и иной технике используется два типа гибких деталей систем выпуска отработавших газов:
О различиях и особенностях этих компонентов подробно рассказано ниже. По конструкции данные детали делятся на две группы:
Также рукава отличаются способами монтажа:
Все металлорукава/сильфоны, независимо от их конструкции и типа, могут монтироваться в различных точках системы выпуска отработавших газов:
На одном автомобиле может использоваться от одного до трех и более металлорукавов, их количество зависит от типа и параметров конкретной выхлопной системы. Конструкция и особенности витых металлорукавовМеталлорукав — гибкий трубопровод, изготовленный по технологии спиральной навивки стальной ленты с вальцовкой соседних витков. Краям ленты придается специальный профиль, который, с одной стороны, обеспечивает гибкость соединения, а с другой — достаточную герметичность. Дополнительно металлорукав может иметь наружную металлическую оплетку, которая повышает прочность и герметичность детали. Изделия данного типа изготавливаются длиной от 30 см до 2 м и более и диаметром 30-400 мм, они делятся на несколько видов по материалу изготовления и сечению. По материалу изготовления металлорукава бывают:
Изделия из оцинкованной стали имеют меньшую стоимость, однако рукава из нержавеющей стали имеют гораздо более высокую устойчивость к негативным воздействиям выхлопных газов и обладают длительным сроком службы. По сечению рукава бывают:
В первом случае металлорукав имеет простое круглое сечение, во втором — многоугольное с большим числом граней. Граненые рукава имеют более высокую прочность и устойчивость к деформациям. Металлорукава наиболее часто применяются на грузовом транспорте, а также в различных мобильных и стационарных установках, где трубопроводы имеют значительную протяженность и большой диаметр. Конструкция и особенности сильфоновСильфон — цельная стальная труба с высоким гофром по всей длине или только на ее части. Сильфон, в отличие от металлорукава, совершенно герметичен, однако обладает меньшей гибкостью. Сильфоны делятся на два типа:
Однослойные сильфоны — это обычная трубка с гофрированием, двухслойные сильфоны — это два вложенных друг в друга сильфона (внутренняя и наружная части плотно прилегают друг к другу) для повышения прочности изделия. При этом однослойные и двухслойные компенсаторы могут иметь различную конструкцию:
Оплетка выполняется тонкими стальными (обычно из нержавеющей стали) лентами, сплетаемыми в определенном порядке (они образуют характерный ромбовидный рисунок). Наружная оплетка обеспечивает дополнительную защиту сильфона от негативных воздействий окружающей среды — воды, грязи, камней и различных предметов. Внутренняя оплетка или металлорукав служат как для защиты, так и для устранения завихрений газов (турбулентности), проходящих по гофрированной части сильфона. Сильфоны выпускаются длиной 100-400 мм с условным проходом (внутренним диаметром) в пределах 60-125 мм, для легковых автомобилей — относительно короткие (до 150 мм), для грузовых — более длинные (до 400 мм). Сильфонные компенсаторы должны соответствовать ГОСТ Р 50618-93 и некоторым ТУ, однако изделия с оплетками чаще всего не стандартизированы и изготавливаются предприятиями по собственным стандартам. Вопросы верного выбора и монтажа металлорукавовМеталлорукава и гофры работают в сложных условиях, под действием механических нагрузок и высоких температур в этих изделиях возникают изломы и прогары, что приводит к потере герметичности выхлопной системы. Такой рукав должен быть заменен в сборе. На замену следует выбирать изделие той же длины и внутреннего диаметра (условного прохода), что было установлено на автомобиле ранее. Желательно выбирать и тот же тип изделия, что использовался ранее — витой металлорукав или цельный сильфон. Дело в том, что в выхлопных системах разных автомобилей, а также и в разных точках одной системы, наблюдаются неодинаковые давления, и там, где работал сильфон, металлорукав может не обеспечить необходимой герметичности. Что касается исполнения компенсатора — с оплетками или без, то это не имеет принципиального значения. Рукава с оплетками лучше защищены и долговечнее, однако и цена их, как правило, более высокая, поэтому здесь следует исходить из заложенного на ремонт автомобиля бюджета. Однако в ряде случаев, особенно на легковых автомобилях, применение сильфона с внутренней оплеткой или металлорукавом позволяет улучшить качество работы системы выпуска отработавших газов. Замена компенсатора должна выполняться в соответствии с типом его крепежа. Изделия под приварку требуют сначала демонтажа старой детали с помощью болгарки или газовой горелки, а затем выполнения обычной сварки с обеих сторон по всему периметру. Изделия с фланцами монтируются с помощью болтов через дополнительные уплотнители из термоустойчивых материалов. Витые металлорукава большой длины рекомендуется дополнительно укреплять ребрами жесткости в виде специальных бандажей. При верном выборе и замене компенсатора выхлопная система получит необходимую развязку от двигателя, и будет надежно работать в любых условиях. |