Новости
Статьи
|
Блок цилиндров ММЗ: прочная основа минских дизелейОснову всех дизелей Минского моторного завода, как и других современных поршневых двигателей, составляет литая деталь — блок цилиндров. Все о блоках цилиндров моторов ММЗ, их конструкции, типах и применяемости, а также о верном выборе этой детали и выполнении ремонта читайте в представленной статье. Что такое блок цилиндров ММЗ?Блок цилиндров ММЗ — основная корпусная деталь поршневых двигателей внутреннего сгорания (дизелей) производства Минского моторного завода (ММЗ); монолитная чугунная отливка, в которой размещаются все цилиндры, а также основная масса деталей и навесного оборудования силового агрегата. ПО "Минский моторный завод" выпускает несколько линеек дизельных двигателей, которые поставляются на "Минский тракторный завод", многие отечественные тракторные и автозаводы (ГАЗ, ПАЗ), предприятия по производству комбайнов и иной техники. Силовые агрегаты строятся по классической схеме — все они рядные, с вертикальным расположением цилиндров и нижним распредвалом. Основу двигателя составляет блок цилиндров, на который возлагается несколько функций:
В процессе эксплуатации двигателя блок подвергается значительным нагрузкам, что приводит к потере его основных характеристик, износу и повреждениям. При значительных повреждениях или по истечению ресурса двигатель подвергается капитальному ремонту с заменой блока цилиндров и других деталей. Для надежного восстановления силового агрегата необходимо правильно подобрать блок — чтобы сделать верный выбор, следует сначала разобраться в конструкции, типах и применяемости блоков цилиндров ММЗ. Общее устройство блока цилиндров двигателей ММЗВсе моторы ММЗ строятся на принципиально одинаковых по конструкции блоках цилиндров, доработанных под конкретные силовые агрегаты. Блок цилиндров — единая жесткая чугунная отливка, в которой выполнены различные элементы:
При изготовлении блока в нем формируются поперечные перегородки (их на одну меньше числа цилиндров), в которых формируются опоры под коленчатый и распределительный валы. Опоры коленвала и их крышки обрабатываются заодно, поэтому при дальнейшей эксплуатации двигателя крышки нельзя менять местами. В вертикальные расточки устанавливаются чугунные гильзы, которые центрируются верхним и нижним поясами. В верхнем поясе гильза удерживается буртом, а в нижнем уплотнение обеспечивается двумя резиновыми кольцами. При монтаже гильз между их стенками и стенками блока формируются каналы водяной рубашки, по которым циркулирует охлаждающая жидкость. Коленчатый вал укладываются в свои опоры через вкладыши, к опорам через соответствующие каналы подается масло. Также масляные каналы подводятся к верхним частям промежуточных опор, где монтируются форсунки для разбрызгивания масла под поршни (с целью их охлаждения). В отверстия под монтаж распределительного вала впрессованы стальные втулки. Насосы и другие агрегаты монтируются на специально подготовленные (выровненные и отполированные) привалочные поверхности через прокладки. Для монтажа ГБЦ и других агрегатов в блоке предусмотрены резьбовые отверстия под шпильки и болты. Блоки цилиндров ММЗ поступают в продажу в минимальной комплектации — обычно они имеют только крышки опор коленчатого вала вместе с крепежом (шпильками и гайками) и втулки под распределительный вал. Но в зависимости от модификации двигателя новые блоки могут иметь дополнительные детали — разного рода заглушки и крышки, рым-болты, втулки и другие. Гильзы в комплекте с блоками не идут. Для защиты детали от коррозии и негативных воздействий окружающей среды наружные поверхности окрашиваются, а обработанные привалочные поверхности покрываются слоем консистентной (пластичной) смазки. Типы и применяемость блоков цилиндров ММЗВ настоящее время Минским моторным заводом выпускается шесть основных линеек дизельных двигателей:
Также в разное время выпускались моторы Д-240 (все еще широко распространены на тракторах МТЗ-80/82 и многих автомобилях), Д-241 и Д-248 (моторы пониженной мощности). Дизели ММЗ имеют экологический класс от Евро-0 до Евро-4, выпускаются во множестве модификаций с различными характеристиками и применяемостью (например, каждый из агрегатов Д-245 и Д-260 представлен более чем в двух десятках модификаций различной мощности, экологических классов и т.д.). Все эти двигатели строятся на базе принципиально одинаковых блоков, которые дорабатываются в соответствии с характерными особенностями конкретной модификации агрегата. На двигатели устанавливаются следующие блоки цилиндров:
При этом блоки для четырехцилиндровых двигателей представлены в двух модификациях:
Большинство модификаций двигателей Д-245 и Д-260 комплектуются одинаковыми блоками, однако они могут отличаться некоторыми деталями — наличием или отсутствием привалочных поверхностей под то или иное оборудование, различное расположение крепежных элементов, различная комплектация и т.д. Все это следует учитывать при подборе блока для капитального ремонта или сборка мотора. Вопросы выбора, ремонта и обслуживания блоков цилиндров ММЗПри необходимости выполнения капитального ремонта или новой сборки дизеля ММЗ в первую очередь следует сделать верный выбор блока цилиндров. Здесь следует исходить из модели и модификации силового агрегата, и именно под него брать блок. Для большинства старых и некоторых актуальных модификаций двигателей (Д-240, Д-242, Д-243) используются одинаковые блоки, поэтому подобрать их несложно. Однако следует учитывать количество опор распределительного вала. Исключение составляют некоторые модификации двигателей Д-243 для тракторов ЮМЗ — их блоки обладают определенными особенностями крепежа, поэтому не подходят для тракторов МТЗ и иной техники. Для актуальных модификаций двигателей Д-245 и Д-260 выпускается несколько типов блоков под различные экологические классы и применяемость. Например, блоки для моторов Д-245 под установку на актуальные модели тракторов МТЗ и некоторые автомобили отличаются конструкцией и расположением опор, и другими деталями. Так что перед покупкой блока следует определить его конкретную модификацию, в противном случае могут возникнуть проблемы с монтажом оборудования или установкой всего агрегата на раму. Под блок цилиндров следует подбирать все остальные детали — гильзы, валы, навесное оборудование, ГБЦ и другие. Вкладыши коленвала, гильзы и некоторые другие детали необходимо подбирать под тот или иной размер. Например, гильзы хотя и предназначены для поршней диаметром 110 мм (87 мм в трехцилиндровых моторах), но выпускаются трех размерных групп — "Б" (большая, +0,04-0,06 мм к диаметру), "С" (средняя, +0,02-0,04 мм к диаметру) и "М" (малая, +0,02 мм к диаметру). Это же относится к вкладышам коренных опор коленвала и шатунных шеек. Сборка двигателя должна выполняться по указаниям соответствующих инструкций с применением необходимых смазочных материалов, уплотнителей, крепежа и т.д. При верном поборе блока и выполнении ремонта силовой агрегат будет надежно служить, в полном объеме выполняя свои функции. |