Новости
Статьи
|
Генератор МТЗ: сердце электросистемы минских тракторовВсе тракторы МТЗ имеют развитую электросистему, источником питания в которой выступает генератор. Все о генераторах, применяемых на минских тракторах, их типах и моделях, конструктивных особенностях и характеристиках, а также о верном выборе и замене этих агрегатов — читайте в представленной статье. Что такое генератор МТЗ?Генератор МТЗ — прибор электрической системы тракторов Минского тракторного завода; электрический генератор, обеспечивающий питание приборов бортовой сети трактора при запущенном силовом агрегате. Тракторы МТЗ оборудуются традиционной для колесного транспорта однопроводной электрической системой, в состав которой входят различные электрические и электронные приборы — освещения и световой сигнализации, система запуска двигателя, электронная система управления двигателем, различные датчики и т.д. Источником питания электросети до и в момент запуска двигателя выступает аккумуляторная батарея (АКБ), а после пуска — электрический генератор, имеющий привод от коленвала двигателя. Генератор является одним из основных приборов бортовой электросистемы, некорректная работа или неисправность этого агрегата затрудняет эксплуатацию трактора или делает ее вовсе невозможной. Поэтому неисправный генератор должен подвергаться ремонту или полной замене. Но прежде, чем делать ремонтные работы, необходимо разобраться в существующих типах, конструкции и применяемости генераторов тракторов МТЗ. Типы, конструкция и применяемость генераторов МТЗНа двигатели тракторов МТЗ устанавливаются электрические генераторы традиционного для транспортных средств типа: трехфазные, оборудованные полупроводниковым выпрямительным блоком и регулятором напряжения. При этом генераторы делятся на два типа по способу возбуждения:
В первом случае необходимое для работы магнитное поле генерируется расположенной на роторе обмоткой возбуждения — при запуске двигателя ток на обмотку поступает от АКБ, а затем генератор переходит в режим самовозбуждения. Во втором случае на роторе нет обмотки возбуждения — ее заменяет ряд мощных постоянных магнитов и расположенная в статоре обмотка возбуждения. Классическими являются контактные генераторы, они имеют следующее устройство. Основу агрегата составляет статор, изготовленный из пакета электротехнической стали в виде кольца с внутренними продольными выступами, образующими пазы для укладки витков катушки. Катушка состоит из трех соединенных последовательно (в «треугольник») обмоток медного провода большого сечения, концы обмоток выходят в выпрямительный блок. Внутри статора располагается ротор, выполненного из двух полюсных наконечников, между которыми уложены витки обмотки возбуждения. Ротор монтируется на стальном валу, который опирается на подшипники в передней и задней крышках генератора. На заднем конце вала устанавливается коллектор, в который упираются щетки для подачи тока на обмотку возбуждения. Щетки соединены с регулятором напряжения. На переднем конце вала ротора располагаются крыльчатка вентилятора охлаждения и приводной шкив. Статор с ротором зажаты между передней и задней крышками с вентиляционными отверстиями, весь этот пакет зафиксирован шпильками. На задней крышке генератора располагается выпрямительный блок и регулятор напряжения, закрытые крышкой. Для подключения агрегата к электросистеме предусмотрены клеммы в виде винтов большого сечения с гайками, обычно клеммы располагаются на задней крышке. Бесконтактные генераторы имеют аналогичное устройство, однако их роторы, как уже указывалось, вместо катушек несут ряд постоянных мощных магнитов, поэтому отпадает необходимость в коллекторе и щеточном узле — все это значительно повышает надежность агрегата. Однако вовсе обойтись без обмотки возбуждения в таком генераторе нельзя — она здесь неподвижная, и располагается сбоку от статора. Бесконтактные генераторы (с комбинированным возбуждением) обладают тем преимуществом, что могут работать при полном разряде или даже при отсутствии АКБ, так как магниты ротора обеспечивают уверенный выход в режим самовозбуждения. В настоящее время этот типа агрегатов используется наиболее часто. Генератор монтируется на правой стороне двигателя (по ходу движения трактора) на предусмотренные для него приливы с отверстиями через регулировочную планку, посредством которой регулируется натяжение приводного ремня. Передача крутящего момента от коленчатого вала двигателя на ротор генератора осуществляется посредством одного или двух клиновых ремней. Соответственно, генераторы и коленвалы могут иметь одно- или двухручьевой шкив. Для защиты клиноременной передачи от попадания посторонних предметов шкив со генератора закрывается стальным перфорированным щитком. На тракторы МТЗ устанавливается большое разнообразие типов генераторов, имеющих различные характеристики и конструктивные особенности, вся информация представлена в таблице:
Широкое применение находят и другие модели /модификации генераторов, имеющие близкие характеристики с описанными в таблице агрегатами. На ранних моделях тракторов все еще можно найти и старые генераторы типов Г46, Г306 и другие — все они имеют современные аналоги, на которые заменяются при ремонте. Некоторое распространение получили и агрегаты зарубежного производства, в частности — генераторы словенской компании Letrika (бывшая ISKRA), устанавливаемые на МТЗ-320 с двигателем Lombardini и на модели с силовыми агрегатами Deutz. Практически все генераторы имеют шкивы диаметром 80 мм под различные типы ремней — узкие и широкие, с углом клина 32, 34, 36 и 38 градусов. Шкивы могут изготавливаться из металла или пластика, двухручьевые шкивы — цельные с установленным стандартами расстоянием между ручьями. Отдельное внимание следует обратить на наличие дополнительного вывода фазы — генераторы с таким выводом являются самостоятельными модификациями со своей маркировкой (например, Г464.3701-1). Данный вывод предназначен для подключения тахометра, с помощью которого осуществляется измерение частоты вращения дизельного двигателя. Работа генератора обеспечивается клиноременной передачей от двигателя, поэтому частота вращения ротора генератора пропорциональна оборотом коленвала — это и позволяет производить нужные измерения без подключения дополнительных датчиков. Вопросы выбора, замены и обслуживания генераторов МТЗГенераторы тракторов МТЗ — надежные и долговечные приборы, однако при длительной эксплуатации они постепенно приходят в негодность. Из-за особенностей конструкции генераторов их ремонт крайне затруднителен или вовсе невозможен, поэтому неисправный агрегат требует замены. Необходимость в этом возникает при обрывах или коротких замыканиях витков в обмотках, поломке постоянных магнитов и при возникновении различных деформаций/разрушений деталей. Некоторые неисправности в принципе устранимы (замена подшипников или корпусных деталей), но это может повлечь значительные затраты времени и сил. На замену следует брать генератор с теми же характеристиками, что имел неисправный прибор — напряжение питания, ток, мощность, частота оборотов и другие. Новый генератор должен иметь мощность не меньшую, чем старый, в противном случае он просто не сможет обеспечить нормальное питание электроприборов. Также должен использоваться соответствующий шкив — 1- или 2-ручьевой, применение 1-ручьевого шкива вместо 2-ручьевого недопустимо, так как это может нарушить работу агрегата (возможны проскальзывания ремня). При необходимости следует покупать сопутствующие детали — щиток, планки крепления, шкив, крепеж и т.д. Монтаж генератора выполняется в соответствии с инструкцией по ремонту трактора. В дальнейшем агрегат необходимо проверять (осматривать, измерять степень натяжения ремня и проверять состояние ремня, и т.д.) и чистить при выполнении регламентного ТО. Работа генератора проверяется ежедневно перед пуском двигателя с помощью контрольной лампы. При своевременном обслуживании генератор будет надежно обеспечивать питание бортовой электросистемы трактора. |