Новости
Статьи
|
Фара МТЗ: свет для круглосуточной работы трактораКолесные и гусеничные тракторы МТЗ комплектуются несколькими типами и моделями фар для выполнения работ в ночное время и в условиях недостаточной видимости. Все об осветительных приборах минских тракторов, их типах, конструкции и применяемости, а также о выборе и замене фар — читайте в данной статье. Что такое фара МТЗ?Фара МТЗ — электрический прибор системы наружного освещения тракторов Минского тракторного завода; различные по конструкции и расположению электрические осветительные приборы, посредством которых обеспечивается освещение дорожного полотна, фронта работ и навесных/прицепных агрегатов в темное время суток или в условиях недостаточной видимости. На всех тракторах, в том числе и МТЗ, устанавливаются различные внешние осветительные приборы, на которые в темное время суток или в условиях недостаточной видимости (туман, запыление) возлагается несколько функций:
Фары различных типов и назначения относятся к числу приборов, обязательных для установки на тракторы и сельскохозяйственные машины. При неисправности фары должны меняться, а при переоборудовании трактора может потребоваться установка дополнительных осветительных приборов. Чтобы сделать верный выбор и монтаж фар на тракторы МТЗ, необходимо разобраться в существующих типах этих приборов, их конструкции и применяемости, а также осветить общие вопросы применения фар на тракторах. Стандартизация осветительных приборов на тракторахВ нашей стране действует два основных стандарта, определяющих типы, количество, положение и характеристики внешних световых приборов тракторов и сельхозмашин: ГОСТ 8769-75 (соответствует международному стандарту CT СЭВ 4122-83) и ГОСТ 7742-77. Также указания на характеристики и особенности данного оборудования присутствуют в специализированных документах ГОСТ 19677-87, ГОСТ 12.2.019-2005 и некоторых других. В соответствии со стандартами на тракторах среди прочего должны быть следующие осветительные приборы:
Транспортное освещение (головной свет) используется при движении трактора по дорогам любых типов (общего пользования, технологическим), а также для освещения фронта работ перед трактором. Рабочее освещение используется при выполнении различных операций прицепным или навесным оборудованием, установленным на задней навеске трактора, а также для освещения фронта работ за трактором. Также на тракторах допускается установка других приборов:
Для каждого типа освещения используются осветительные приборы определенных типов, имеющие своих конструктивные особенности и характеристики. Типы, конструкция и применяемость фар МТЗНа тракторах МТЗ используются фары всех указанных выше типов — рабочие, транспортные, противотуманные и другие. Транспортные фары. В качестве фар головного света используются следующие модели световых приборов:
Также могут встречаться и другие типы фар (например, автомобильные ФГ-309), но с завода устанавливаются осветительные приборы указанных выше типов. Рабочие фары. На задней части трактора устанавливаются осветительные приборы следующих моделей:
Также находят применение и другие фары серии ФПГ, однако многие из них не сертифицированы в РФ, поэтому монтаж такого оборудования заводом не осуществляется. Фары-искатели. На тракторы МТЗ могут устанавливаться следующие модели фар-искателей:
Фары-искатели могут устанавливаться с завода (в этом случае используется прибор ФГ-305И), однако они наиболее часто монтируются владельцами тракторов, поэтому выбор данных изделий широк и разнообразен. Противотуманные фары. На технику МТЗ ставится несколько моделей противотуманных фар:
Также применение находят противотуманные фары ФПГ-100 (круглые, с прозрачным, желтым и голубым рассеивателем), 113, 117, 119 и другие, однако многие из них не сертифицированы в РФ, поэтому их установка на тракторы с завода не осуществляется. Все рассмотренные выше фары имеют несколько исполнений по типу используемых ламп:
Большинство фар также представлены в двух исполнениях по напряжению питания — на 12 и 24 В, однако новые приборы чаще выпускаются на напряжение 12 В. Все фары имеют принципиально одинаковую конструкцию. Основу прибора составляет пластиковый или металлический корпус, внутри которого располагается зеркальный отражатель (рефлектор) и патрон под установку лампы. Передняя часть корпуса закрыта прозрачным рифленым рассеивателем (гладким рассеивателем у фар-искателей), его монтаж осуществляется посредством наворачиваемой оправы или оправы с креплением уголками (в фарах ФГ-308), либо просто вворачиванием нескольких винтов в отверстия. Монтаж всех типов фар (за исключением ФГ-308) осуществляется посредством установленной на корпусе резьбовой втулки. Через втулку могут пропускаться провода для подключения лампы, на боле современных фарах применяется стандартный электрический разъем. Фары типа ФГ-308 монтируются на кронштейн с помощью винтов с фигурной головкой, которые могут заворачиваться без применения инструмента. Как правильно подобрать и заменить фару МТЗВыше указывалось, что на тракторе должно быть не менее четырех фар, которые используются при движении и работе в ночное время. Отсутствие фар делает эксплуатацию техники ночью невозможной, либо значительно снижает качество и безопасность работ. Поэтому неисправные фары должны меняться на новые, а если на тракторе, который будет эксплуатироваться с навесным или прицепным оборудованием, нет рабочих фар, то следует произвести их установку. Также должны меняться и неисправные противотуманные фары. На замену следует брать любые фары указанных типов с учетом напряжения питания бортовой электросети (на 12 или 24 В) и типа применяемых ламп. Устанавливать на место транспортных фар рабочие (задние), и наоборот — не допускается! При покупке необходимо обращать внимание на комплектацию фары — есть ли в ней лампа, предусмотрен ли разъем, имеется ли монтажная гайка, и т.д. Если эти детали отсутствуют, то их следует приобрести отдельно. Противотуманные фары могут иметь рассеиватель любого цвета, главное — соблюдать рекомендации по их установке (монтировать на определенной высоте). Установка новых фар должна выполняться в соответствии с указаниями производителя и действующих стандартов. В первую очередь это относится к фарам головного света и противотуманным фарам. Для тракторов класса до 2,0 т фары должны располагаться на высоте не более 1200 мм, для более мощных тракторов высота может быть любой. Расстояние между фарами может быть от 200 мм и более, а расстояние фар от крайних габаритных точек слева и справа может достигать 700 мм. Противотуманные фары должны располагаться на высоте 250 мм от дороги. Фары после установки и при регламентированном ТО должны регулироваться в соответствии с инструкциями для каждого конкретного трактора. При правильном выборе, монтаже и регулировке фар тракторы МТЗ будут обеспечены достаточным количеством света для работы в любое время суток. |