Новости
Статьи
|
Жидкость тормозная: "кровь" тормозной системыМногие транспортные средства оснащаются тормозной системой с гидравлическим приводом, в котором в качестве рабочего тела выступают специальные тормозные жидкости. Все об этих жидкостях, их типах, составе и характеристиках, а также об их правильном подборе и замене — читайте в представленной статье. Роль и функции тормозных жидкостейТормозная жидкость (ТЖ) — специальный жидкий состав на минеральной либо синтетической основе, выступающий в роли рабочего тела в тормозных системах с гидравлическим приводом колесных тормозных механизмов. На колесных транспортных средствах малой массы (не более 5-7 тонн) используются тормозные системы с гидравлическим приводом. Основу системы составляет главный тормозной цилиндр (ГТЦ) с приводом от педали (напрямую или через вакуумный усилитель), связанный трубопроводами с установленными на колесах рабочими цилиндрами, приводящими в движение тормозные колодки. Передача усилия от главного тормозного цилиндра на рабочие обеспечивается с помощью специальной тормозной жидкости. Тормозная жидкость выполняет несколько функций:
К тормозным жидкостям предъявляются противоречивые требования, что обуславливает ее состав и свойства. Со временем жидкости теряют свои качества и требуют замены, в противном случае тормозная система перестает нормально функционировать. Но прежде, чем идти в магазин за новой тормозной жидкостью, необходимо разобраться в существующих типах этих средств, их параметрах и применяемости. Стандартизация, состав и применяемость тормозных жидкостейВ мире действует ряд стандартов на тормозные жидкости:
В РФ и на постсоветском пространстве единого стандартизирующего документа на тормозные жидкости нет, поэтому автопроизводители используют спецификации DOT и SAE. Каждая спецификация предусматривает несколько категорий тормозных жидкостей с различными характеристиками, наиболее важными из которых являются:
Именно эти характеристики говорят о качестве тормозной жидкости и возможности ее эксплуатации в различных условиях. Чем на более высоком уровне находится температура ее кипения, тем более высоким нагрузкам может подвергаться тормозная система, при недостаточно высокой температуре кипения в тормозной жидкости наблюдается активное кипение с образованием мелких и крупных пузырьков, ухудшающих способность жидкости передавать усилия. Причина проста: при закипании часть жидкости вытесняется в расширительный бачок, а оставшийся объем заполняется пузырьками пара — в случае нажатии на педаль эти пузырьки сжимаются, но усилие в механизмы практически не передаются. В этом случае педаль будто «проваливается?, а торможение происходит только при сильном нажиме на нее, либо вовсе не наступает. Низкотемпературная вязкость тоже должна быть как можно выше — при чрезмерном росте вязкости (замерзании жидкости) тормоза становятся тугими и инерционными, а затем просто отказывают. Указанные спецификации устанавливают и иные характеристики: совместимость с водой, химическая агрессивность (коррозионная и по отношению к каучукам), химическая стабильность, смазывающая способность и другие. Основные характеристики тормозных жидкостей различных типов представлены в таблице:
Нетрудно заметить, что тормозные жидкости типов DOT 3 и ISO Class 3, DOT 4 и SAE J1704, DOT 5.1 и ISO Class 5-1 являются аналогами друг друга, они обладают одинаковыми параметрами и приблизительно одинаковым химическим составом. Все тормозные жидкости делятся на три группы по типу основы:
Тормозные жидкости первой группы производятся из касторового масла и каких-либо спиртов (чаще всего из бутилового) в пропорциях 1:1. Такие жидкости характеризуются относительно невысокой температурой кипения и хуже работают в мороз, поэтому сегодня они все более вытесняются другими средствами (хотя жидкость БСК все еще можно встретить на УАЗах и некоторых других автомобилях). Тормозные жидкости второй группы изготавливаются из гликолей — полиэтиленгликоля или полиалкиленгликоля с добавкой полиэфиров борной кислоты, антикоррозионных и антифрикционных присадок. Это наиболее распространенные жидкости, они характеризуются достаточно высокой температурой кипения и устойчивы к низким температурам, однако обладают значительной гигроскопичностью — активно впитывают воду, поэтому их характеристики перестают соответствовать спецификациям примерно через год (реже они служат до двух лет). Тормозные жидкости третьего типа производятся на основе различных силиконов с пакетами присадок. Силиконовые жидкости не впитывают воду, поэтому они вполне уверенно работают до 3 лет. Однако они слабо устойчивы к низким температурам и на морозе становятся довольно вязкими. Тормозные жидкости имеют цветовую маркировку:
Гликолевые и силиконовые тормозные жидкости имеют различную применяемость:
О верном подборе и возможности применения тормозных жидкостей на различных автомобилях следует рассказать подробнее. Правильный подбор и замена тормозной жидкостиВыбор тормозной жидкости должен соответствовать нескольким критериям:
Проще всего подбирать тормозные жидкости к новым транспортным средствам — в них обычно заливаются средства DOT 4/SAE J1704 и DOT 5.1/ISO Class 5-1. Менять жидкость следует ежегодно или чуть реже, и заливать в систему именно то средство, которое рекомендовано производителем. Для автомобилей старше 5 лет лучше подходят средства DOT 4/SAE J1704, а при желании залить более дорогие и менее вязкие DOT 5.1/ISO Class 5-1 необходимо сначала заменить все уплотнительные элементы и некоторые агрегаты системы. Для авто ранних годов выпуска — с конца 80-х годов — предназначены тормозные жидкости DOT-3/ISO Class 3, которые не рекомендуется заменять на средства более высоких классов. Данные жидкости характеризуются повышенной вязкостью, они дают меньшую утечку через уплотнители и их замена связана с небольшими финансовыми затратами. А для старых автомобилей — старше 80-х годов — вообще рекомендуется использовать тормозные жидкости на минеральной основе. Гликолевые жидкости довольно агрессивны по отношению к некоторым старым маркам резины, поэтому они могут привести к нарушению герметичности тормозной системы. При желании использовать более современные жидкости, следует произвести полное обслуживание тормозной системы с заменой уплотнителей. Особое внимание необходимо уделять автомобилям с силиконовой тормозной жидкостью — ее ни в коем случае нельзя менять на жидкость другого типа, и, напротив, не рекомендуется заливать силиконовые жидкости взамен гликолевых (особенно в автомобили с АБС). Замена тормозной жидкости должна выполняться в соответствии с инструкцией по техническому обслуживанию транспортного средства. Если меняется тип жидкости, то рекомендуется промыть систему, так как многие жидкости условно совместимы друг с другом, однако лучше не рисковать, так как компоненты, входящие в пакеты присадок различных жидкостей, могут конфликтовать друг с другом. После замены необходимо выполнить прокачку системы для удаления из нее пузырьков воздуха. При верном выборе и замене средства тормоза автомобиля будут надежно работать на всех режимах эксплуатации автомобиля. |