Статьи

Главная » Статьи » Обогреватель автомобильный: надежный помощник штатного отопителя

Обогреватель автомобильный: надежный помощник штатного отопителя

Зачастую автомобильная печка работает недостаточно эффективно либо вовсе отсутствует — в этом случае для отопления можно использовать воздушный автомобильный обогреватель. Все об автомобильных обогревателях, их типах и конструкции, а также о выборе и использовании этих устройств — читайте в статье.

Что такое автомобильный обогреватель?

Обогреватель автомобильный — дополнительное оборудование транспортного средства; компактный воздушный обогреватель (калорифер), устанавливаемый в автомобиль для ускоренного и/или более интенсивного отопления салона, размораживания окон в холодное время года или в иных ситуациях.

Автомобильный обогреватель может иметь стационарное или переносное исполнение, он устанавливается для решения различных задач:

  • Дополнительный обогрев салона или кабины транспортного средства при значительных отрицательных температурах — это позволяет быстрее прогреть салон до комфортной температуры;
  • Обогрев удаленных от штатной печки зон салона автомобиля, автобуса или иного транспортного средства;
  • Помощь в размораживании окон автомобиля при недостаточно эффективном их обдуве штатной печкой;
  • Отопление фургонов, пассажирских отсеков вахтовых автобусов, а также контейнеров и иных помещений — в данном случае обогреватель выступает в качестве стационарной печки, работающей независимо от двигателя.

Сегодня на рынке представлено множество автомобильных обогревателей различных типов и назначения, поэтому чтобы сделать верный выбор данного устройства, следует разобраться в их существующих типах, конструкции, особенностях и возможностях.


Типы и конструкция автомобильных обогревателей

Все автомобильные обогреватели, независимо от конструкции и принципа работы, являются нагревателями канального типа или калориферами — они представляют собой трубу с источником тепла, через который проходит формируемый вентилятором поток воздуха. Воздух в салоне, постоянно циркулируя через калорифер, постепенно нагревается, чем и обеспечивается обогрев.

В настоящее время существует два основных типа автомобильных обогревателей:

  • Электрические обогреватели;
  • Автономные обогреватели (жидкостные отопители).

Электрические и автономные обогреватели имеют существенные отличия в принципе работы и конструкции, также они находят различное применение, о чем следует рассказать подробнее.


Электрические автомобильные обогреватели

Автомобильный обогреватель с рукояткой для удобного отогрева стекол
Автомобильный обогреватель с креплением на торпедо и с рукояткой

Данные устройства часто называют автомобильными фенами или вентиляторами для обогрева стекла, что хорошо отражает суть их конструкции и назначения. Основу обогревателя составляет пластиковый корпус коробчатой формы, внутри которого располагается электрический нагревательный элемент — спираль из нихрома или иного металла с высоким удельным электрическим сопротивлением — и электрический вентилятор. В передней и задней стенках корпуса выполнены отверстия, закрытые решетками — через данные отверстия проходит поток воздуха, формируемый вентилятором. Питание на обогреватель (его нагревательный элемент и вентилятор) подается двумя способами:

  • В компактных мобильных устройствах — через стандартный разъем прикуривателя;
  • В стационарных устройствах — посредством постоянного подключения к электрической сети автомобиля.

По способу применения данные устройство можно разделить на три группы:

  • С установкой на торпедо или иное место — имеют подставку с регулировкой наклона;
  • Ручные — выполнены в виде фена с рукояткой для удерживания в руках;
  • Универсальные — имеют рукоятку и подставку.

Управление обогревателем осуществляется выведенными на переднюю панель или в иное место рукоятками и кнопками. Обычно на устройстве предусмотрен регулятор температуры и кнопка выключения нагревательного элемента (в этом случае обогреватель выступает в роли простого вентилятора). Стационарные обогреватели могут управляться специальным блоком, расположенным на приборной панели автомобиля.

Обогреватели с питанием от электросети автомобиля выпускаются на напряжение питания 12 и 24 В, они имеют мощность в пределах 100-250 Вт и предлагают минимальный функционал. Это наиболее доступное и простое решение, которое чаще всего используется для нагрева воздуха в салоне или кабине малого объема. Это устройство можно использовать и для быстрого размораживания окон — для этого оно устанавливается на торпедо либо удерживается руками, а его выходное сопло направляется в сторону окна.


Автономные (жидкостные) воздушные обогреватели

Устройство автономного воздушного обогревателя (отопителя)
Автономный отопитель осуществляет обогрев салона автомобиля

Это устройства более высокого класса, которые могут прогревать значительный объем воздуха, поддерживая комфортную температуру в салоне, кабине или в фургоне, независимо от температуры наружного воздуха. Источником тепла в таком обогревателе выступает жидкостная горелка с ребристым теплообменником, помещенная в трубчатом корпусе за вентилятором. В горелке сжигается бензин или дизельное топливо (благодаря этому обогреватель и назван жидкостным), которое потребляется из основного бака автомобиля или из собственного бачка малого объема. Выделяемое горелкой тепло нагревает ребристый теплообменник, а от него тепло передается проходящему потоку воздуха. Поток воздуха через обогреватель формируется электрическим вентилятором (с питанием от аккумуляторной батареи и генератора автомобиля).

Автономные обогреватели обладают высокой тепловой мощностью (до 8 кВт и более), они могут работать при остановленном двигателе и вообще вне транспортных средств (например — в контейнерах, дачных домиках и т.д.), обеспечивая прогрев до комфортной температуры большие объемы воздуха. Однако данные устройства на порядок дороже электрических, они являются стационарными (их нельзя просто так перенести в другое место — для этого требуется выполнить сложные демонтажные работы) и требуют подключения нескольких дополнительных деталей:

  • Система подачи топлива на горелку — шланг с насосом от основного бака, либо собственный бак малого объема с насосом, фильтром и трубопроводами;
  • Система подачи воздуха на горелку — воздухозаборник, воздуховод и (иногда) фильтр;
  • Выхлопная труба — металлическая труба с резонатором простейшей конструкции для снижения уровня шума;
  • Система управления — блок управления обогревателем той или иной конструкции с различным функционалом (ручное управление, автоматическое управление с помощью термостата, с возможностью подключения к сигнализации и удаленного управления посредством штатного брелока сигнализации, и т.д.).

Автономные воздушные обогреватели выпускаются на напряжение питания бортовой сети 12 и 24 В и имеют тепловую мощность 0,8-8 кВт (наиболее распространенные модели — в пределах 2-4 кВт). Что касается функционала, то у данных устройств он такой же, как и у электрических: они могут работать в режиме нагрева воздуха и в режиме вентиляции (с отключенной горелкой). Однако автономные обогреватели предлагают более широкие возможности по регулированию температуры воздуха, а главное — они могут выступать источником тепла в салонах большого объема, а также и в стационарных сооружениях.


Как правильно выбрать, установить и использовать обогреватель

Подбор автомобильного обогревателя нужно делать, исходя из решаемых с его помощью задач и необходимого функционала.

Если нужен самый простой обогреватель для более интенсивного прогрева салона и размораживания окон, то лучшим решением станет электрический обогреватель с питанием от прикуривателя. Обычно это компактные и недорогие устройства, которые можно устанавливать на торпедо или сиденье автомобиля, направляя поток воздуха от него в нужную сторону. Однако необходимо понимать, что 150-200 Вт тепловой мощности будет недостаточно, чтобы быстро прогреть большой салон или кабину, но этого вполне хватит для быстрого размораживания окон.

Если есть необходимость в отоплении большого салона автомобиля, микроавтобуса или автобуса, либо нужно оснастить контейнер, дачный домик, пост охраны или иную постройку источником тепла, то лучшим выбором станет автономный обогреватель. Для грузовых кабин и внедорожников достаточным будет обогреватель мощностью до 2 кВт, для микроавтобусов и фургонов лучше выбирать устройство мощностью до 4 кВт, а для автобусов и других конструкций большого объема потребуется обогреватель мощностью 8 и кВт и более. Однако при выборе следует учитывать рекомендации производителя и особенности транспортного средства.

Наиболее просты в использовании электрические обогреватели — они уже готовы к работе, их достаточно установить в удобное место салона и подключить к источнику питания. Для установки автономного обогревателя следует приобрести монтажный комплект (который включает все провода, кронштейны и хомуты, крепеж, выхлопную систему, систему питания и т.д.) и выполнить ряд работ по инструкции (а лучше — доверить установку специалисту). Также для автономного обогревателя следует купить и установить орган управления — простейший блок для ручного управления, блок с термостатом, электронный блок с таймером или иной. Данное устройство тоже требуется правильно установить и подключить к обогревателю.

Эксплуатация и обслуживание автомобильного обогревателя должны осуществляться в соответствии с инструкцией производителя — только так гарантируется наибольшая эффективность работы устройства и его безопасность.



Назад
Яндекс.Метрика