Статьи

Главная » Статьи » Насос отопителя салона: больше тепла для отопления автомобиля

Насос отопителя салона: больше тепла для отопления автомобиля

В транспортных средствах с салоном большого объема используются дополнительные отопители, интегрированные в систему охлаждения двигателя. Важное место в такой системе занимает насос отопителя салона — все об этом агрегате, его типах и конструкции, а также о верном выборе и установке читайте в статье.

Что такое насос отопителя салона?

Насос отопителя салона (насос дополнительного отопителя, электропомпа) — дополнительное оборудование системы отопления транспортных средств: жидкостный насос с электрическим приводом, обеспечивающий принудительную циркуляцию теплоносителя (воды, антифриза) по радиаторам и трубопроводом отопителя салона/кабины.

В легковых и грузовых автомобилях с салоном или кабиной малого объема система вентиляции и отопления построена на основе системы охлаждения двигателя. Главным компонентом данной системы является небольшой радиатор, который вместе с водяной рубашкой двигателя образует так называемый малый круг системы охлаждения. По малому кругу охлаждающая жидкость циркулирует при непрогретом силовом агрегате, а принудительная циркуляция обеспечивается встроенным в блок двигателя водяным насосом (помпой) с приводом от шкива коленчатого вала.

Однако в автомобилях и автобусах с салоном большого объема такое отопление неэффективно, особенно на малых оборотах двигателя. Поэтому в таких транспортных средствах может вводиться дополнительное оборудование — один или два радиатора отопителя и электрический водяной насос, обеспечивающий более интенсивную циркуляцию охлаждающей жидкости через эти радиаторы. Отопитель такой конструкции отличается от обычного тем, что благодаря насосу через радиатор (радиаторы) в единицу времени проходит больший объем теплоносителя, причем этот объем никак не зависит от режима работы двигателя (одинаков как на малых, так и на больших оборотах) — это обеспечивает повышенную эффективность работы отопителя и лучший обогрев салона.

Также циркуляционный насос данного типа может использоваться и в другом дополнительном оборудовании транспортных средств — в автономных предпусковых подогревателях двигателя, не имеющих встроенной помпы.

Дополнительный отопитель с электронасосом в салон/кузов/фургон автомобиля может устанавливаться как штатно, так и не штатно (самостоятельно автовладельцем). От правильного подбора насоса для отопителя зависит вся его работа, поэтому прежде, чем делать покупку этого агрегата, необходимо разобраться в типах насосов, их конструкции и характеристиках.


Типы, конструкция и принцип работы насосов отопителей салона

Устройство насоса отопителя салона Устройство насоса отопителя салона

Во всех дополнительных отопителях салона используются насосы центробежного типа с приводом от встроенного электрического двигателя постоянного тока. Насос и электромотор интегрированы в единый агрегат, имеющий небольшие габариты.

Сегодня используются насосы двух основных конструктивных типов:

  • С прямым приводом;
  • С магнитной муфтой.

Наиболее просто устроен насос с прямым приводом. Он состоит из пластикового или литого металлического корпуса (также существуют варианты пластикового корпуса с металлическими вставками в патрубки для повышения надежности), внутри которого располагается крыльчатка — колесо с лопатками определенной формы, посаженное на вал электрического двигателя. В торцевой части корпуса насоса, точно по оси крыльчатки, расположен впускной (всасывающий) патрубок, на боковой части, по касательной к крыльчатке, расположен выпускной (нагнетательный) патрубок. Обычно патрубки имеют утолщение или короткий гофр для надежной посадки трубопроводов (шлангов) системы отопления. Также на патрубках могут наноситься стрелки, указывающие направление движения жидкости во время работы насоса.

Насос с магнитной муфтой (с косвенным приводом) устроен аналогично, однако его крыльчатка не имеет прямого соединения с валом ротора мотора. Такой насос помещен в полностью герметичный пластиковый корпус с двумя патрубками. В корпусе установлена крыльчатка, в нижней части которой располагается ведомая полумуфта — стальное кольцо или кольцо из магнита, либо стальной стержень, выполняющий функцию оси крыльчатки. Вокруг крыльчатки, за пределами рабочего объема насоса (то есть — вне контакта с охлаждающей жидкостью), располагается ведущая полумуфта — колесо со встроенным кольцевым магнитом, непосредственно соединенное с валом электродвигателя. Работает такой привод просто: при вращении ротора электромотора вращается и магнитное кольцо (ведущая полумуфта), магнитное поле которого увлекает ведомую полумуфту, заставляя вращаться ее и соединенную с ним крыльчатку.

В настоящее время наиболее широкое применение имеют насосы с магнитной муфтой — они наиболее надежные, не дают утечек (так как насос полностью герметичен, в то время, как в обычных насосах уплотнение вала со временем может давать течь) и не боятся заклинивания.

Насос монтируется на торце корпуса электромотора постоянного тока, монтаж выполняется винтами или болтами. Вал якоря (ротора) насоса, как указывалось выше, соединен с крыльчаткой или с ведущей магнитной полумуфтой, обеспечивая вращение крыльчатки. На корпусе мотора располагается хомут (или хомуты) для монтажа всего агрегата на кузов транспортного средства. Из боковой или задней части электромотора выходит один провод или жгут проводов со стандартным электрическим разъемом на конце для подключения к электросистеме автомобиля. При однопроводном соединении корпус мотора подключается к "массе" автомобиля, при двухпроводном соединении корпус мотора может быть изолировать от "массы".

Насос интегрирован в малый круг системы охлаждения двигателя, его входной патрубок соединен с выходным патрубком на головке двигателя или с термостатом, выходной патрубок — с входным патрубком радиатора (радиаторов) отопителя. Электродвигатель подключен к соответствующему реле, которое обеспечивает подачу тока при включении отопителя соответствующей кнопкой на приборной панели автомобиля.

Работает электронасос отопителя салона следующим образом. При подаче тока на агрегат его электромотор начинает вращать крыльчатку насоса (прямо или через магнитную муфту), за счет центробежных сил охлаждающая жидкость переносится от центра крыльчатки к ее периферии и с силой ударяется о корпус насоса. В результате на периферии крыльчатки создается избыточное давление и жидкость с ее периферии через выходной патрубок поступает в радиаторы отопителя. В то же время в центральной части крыльчатки образуется зона пониженного давления, за счет чего обеспечивается всасывание жидкости через впускной патрубок. В результате работы насоса обеспечивается постоянная циркуляция теплоносителя в контуре независимо от работы основной водяной помпы двигателя.


Характеристики насосов отопителя салона

К основным характеристикам насосов относятся:

  • Рабочее напряжение — 12 или 24 В;
  • Потребляемый ток — обычно лежит в пределах 3-5 А;
  • Производительность — может лежать в пределах от 500 до 1500 л/ч;
  • Создаваемое давление на выходе — в пределах 0,1-0,3 атмосферы (бар, кг/кв. см).

При этом масса агрегатов может составлять 0,3-1,5 кг, они могут иметь различные классы защиты от воды и пыли, а также отличаться исполнением корпуса, хомута и т.д.

Следует отметить, что сегодня существуют насосы с постоянной и регулируемой производительностью. В агрегатах второго типа установлен электродвигатель, допускающий регулировку частоты вращения, они могут применяться в составе отопителя с электронной системой управления.


Как выбрать и заменить насос отопителя салона

При выборе насоса для штатно установленного отопителя рекомендуется брать агрегат того же типа и модели, что использовался раньше — это обеспечит сохранение нормальных характеристик системы и ее надежное функционирование. Если возможности установить такой же насос нет, то необходимо подбирать агрегат по основным характеристикам — производительности и напряжению питания. Использование насоса с большей или меньшей производительностью может ухудшить работу отопителя или оказать негативное влияние на работу системы охлаждения силового агрегата.

Также нужно обращать внимание на тип электрического разъема, используемого на насосе. Если разъемы на насосе и автомобиле не совпадают, то необходимо выполнить их замену, в этом случае следует сразу приобрести и соответствующие детали.

Насос отопителя салона монтируется с помощью стального хомута Насос отопителя салона монтируется с помощью стального хомута

Замена насоса (или установка нового насоса на нештатный отопитель) должна выполняться в соответствии с инструкцией по ремонту автомобиля или ремонту отопителя. Обычно эта работа выполняется в следующем порядке:

  1. Отсоединить клемму от аккумулятора;
  2. Слить воду/антифриз из системы охлаждения двигателя;
  3. Отсоединить электрический разъем от насоса;
  4. Снять шланги с патрубков насоса (предварительно ослабив хомуты, если они предусмотрены);
  5. Выкрутить винты/болты, удерживающие хомут насоса;
  6. Демонтировать старый насос;
  7. Установить новый насос в обратном порядке.

При монтаже насоса отопителя салона необходимо следить за правильностью его электрического соединения и контролировать надежность крепления трубопроводов на патрубках. В случае, если монтаж выполнен верно, насос сразу начинает работать, обеспечивая надежное функционирования системы отопления салона в любое время года.



Назад
Яндекс.Метрика