Статьи

Главная » Статьи » Пыльник ГАЗ: надежная защита деталей от пыли и воды

Пыльник ГАЗ: надежная защита деталей от пыли и воды

На множестве узлов, механизмов и агрегатов автомобилей Горьковского автозавода используются специальные защитные чехлы — пыльники. О том, что такое пыльники, какими они бывают и как устроены, а также о существующих типах пыльников ГАЗ, их применяемости, особенностях выбора и замены читайте в статье.

Что такое пыльник ГАЗ

Пыльник ГАЗ — резиновая деталь в виде чехла, защищающая узлы и агрегаты автомобилей ГАЗ от попадания пыли и загрязнений.

Трущиеся детали узлов и агрегатов транспортных средств подвергаются смазке, которая снижает интенсивность износа и повышает ресурс всего механизма. Во многих агрегатах части трущихся деталей выходят за пределы корпуса — здесь имеется зазор, в который могут попадать пыль, различный мусор и вода, что приводит к загрязнению смазки и повышает вероятность возникновения поломок. Для защиты таких механизмов от негативных воздействий окружающей среды используются специальные эластичные чехлы — пыльники.

Пыльники присутствуют во всех современных транспортных средствах, в том числе и в автомобилях ГАЗ, где они решают несколько задач:

  • Защита узлов и деталей от попадания пыли, грязи и воды;
  • Защита смазки деталей от загрязнения;
  • В некоторых случаях — предотвращение утечки масла и потери пластичной смазки;
  • Повышение эстетических качеств некоторых деталей и узлов.

Повреждение или отсутствие пыльника существенно сокращает ресурс смазочного материала и всего механизма, поэтому данную деталь необходимо своевременно менять. Но прежде, чем покупать пыльник для автомобиля ГАЗ, необходимо разобраться конструкции, номенклатуре и классификации используемых на данных автомобилях пыльников.


Конструкция пыльников на автомобилях ГАЗ

Конструктивно пыльники ГАЗ делятся на две группы:

  • Цельнолитые чехлы без дополнительных деталей;
  • Составные чехлы с интегрированными стальными кольцами (обоймами, хомутами).

Пыльники первого типа наиболее просты по конструкции, они монтируются на узел без дополнительного крепежа, удерживаясь только за счет собственной упругости. Чехлы второго типа имеют одно или два металлических кольца, которые обеспечивают плотную посадку детали на корпус механизма.

Пыльник условно делится на три части: два опорных пояска — передний и задний, и центральную часть. Опорные пояски повторяют форму и размеры деталей, на которых располагается пыльник, на поясках могут выполняться кольцевые выступы или пазы, которые при монтаже устанавливаются в соответствующие кольцевые выточки или бурты в деталях, и за счет своей упругости предотвращают соскальзывание пыльника во время эксплуатации автомобиля. Обычно пояски пыльника имеют различный диаметр — малый и большой, причем узкий поясок обычно является наружным (передним), он охватывает вал или палец механизма, а широкий — внутренним (или задним), он охватывает корпус механизма. На широком пояске может располагаться стальная обойма или хомут. Также с широкой стороны некоторых пыльников предусмотрен фланец с отверстиями, который прижимается к корпусу механизма с помощью металлического кольца.

Чехлы могут быть гладкими или гофрированными, причем гофр может выполняться на всей длине пыльника (такую конструкцию имеют пыльники пальцев суппорта, некоторые пыльники рулевых тяг и другие) или только на его отдельных участках (обычно так выполнены пыльники рычагов КПП и рулевых карданных валов). Пыльники наконечников рулевых тяг, главных и рабочих тормозных цилиндров, и других узлов гофрирования, как правило, не имеют. Большинство пыльников имеют гофрирование в виде одного или двух колец (волн), расположенных в средней части детали.

Пыльник из силикона
Пыльник из силикона

На автомобилях ГАЗ используются защитные чехлы из трех типов материалов:

  • Резина различных сортов;
  • Полиуретаны;
  • Силиконы.

Наиболее распространены обычные резиновые пыльники черного цвета, они дешевы и надежны, однако они быстро разрушаются при высоких механических нагрузках и под воздействием негативных факторов окружающей среды. Поэтому пыльники рулевых наконечников и некоторых других нагруженных деталей чаще изготавливаются из силиконов и полиуретанов. Силиконовые чехлы бывают прозрачными и окрашенными в массе (синими, красными), полиуретановые детали обычно имеют желтый цвет.


Типы и применяемость пыльников автомобилей ГАЗ

В настоящее время номенклатура пыльников для автомобилей Горьковского автозавода очень широка, среди них можно найти детали как для актуальных моделей (ГАЗель Бизнес, Next, ГАЗон и другие), так и для снятых с производства (все "Волги", ранние ГАЗы и ГАЗели, и другие). При этом все пыльники можно разделить на несколько групп по назначению:

Пыльник рычага КПП
Пыльник рычага КПП



Пыльник наконечников рулевых тяг
Пыльник наконечников рулевых тяг
  • Для главных цилиндров сцепления (ГЦС);
  • Для главных тормозных цилиндров (ГТЦ);
  • Для рабочих тормозных цилиндров (РТЦ);
  • Для рабочих цилиндров сцепления (РЦС);
  • Для верхних шаровых опор;
  • Для нижних шаровых опор;
  • Для шарниров рулевых трапеций;
  • Для наконечников рулевых тяг;
  • Для рычагов коробок передач;
  • Для пальцев суппортов;
  • Для поршней суппортов;
  • Для опорных подшипников;
  • Для рулевых карданных валов.

Таким образом, в одном автомобиле используется несколько десятков пыльников различных типов и назначения. Причем далеко не все пыльники унифицированы — на многих моделях автомобилей используются только свои типы защитных чехлов, что всегда следует учитывать при их выборе и покупке.


Вопросы выбора и замены пыльников ГАЗ

Пыльники подвержены воздействию негативных факторов окружающей среды (пыль и грязь, вода, технические жидкости, выхлопные газы, перепады температур) и переменных механических нагрузок, поэтому со временем могут разрушаться — в них появляются трещины и разрывы. Поэтому пыльники необходимо периодически проверять и при обнаружении неисправностей — менять. Обычно сроки замены чехлов указываются в инструкции по эксплуатации и ТО конкретного автомобиля, однако это может потребоваться раньше — о необходимости заменить данную деталь говорят масляные подтеки и образование грязи даже в сухую погоду, а также видимые глазом трещины, разрывы и другие повреждения.

На замену следует брать только те типы пыльников, что использовались на механизме ранее, либо рекомендованные к применению самим автопроизводителем. Сегодня выпуск этих деталей налажен многими производителями — как OEM-поставщиками ГАЗ, так и сторонними заводами, в том числе зарубежными и отечественными региональными. Причем многие производители предлагают пыльники не только для актуальных моделей автомобилей ГАЗ, но и ранних, в том числе ГАЗ-53, ГАЗ-66, всех модификаций "Волги" (начиная с ГАЗ-24) и других, что значительно расширяет возможности выбора компонентов для ремонта и обслуживания.

Пыльники продаются как отдельно, так и в составе ремонтных комплектов для обслуживания и восстановления различных узлов — суппортов, рулевых тяг и других. Также на рынке присутствуют и наборы пыльников различных типов для проведения комплексного ТО автомобиля. При покупке необходимо следить, чтобы ремкомплекты и сами пыльники, если для них это предусмотрено, имели обоймы, хомуты или другие крепежные детали. В случае отсутствия эти детали следует приобрести отдельно.

Замена пыльников должна производиться в соответствии с инструкцией по ремонту и техническому обслуживанию автомобиля. Для замены большинства типов защитных чехлов необходимо выполнять частичную разборку узла или механизма, что может вызвать некоторые трудности для автовладельца. Обычно установка самого пыльника не вызывает затруднений, необходимо лишь следить, чтобы деталь плотно и ровно встала на свое место, и зафиксировать ее с помощью соответствующего крепежа. Некоторые типы пыльников можно монтировать без разборки механизма, однако для этого требуется специальный инструмент профессионального уровня.

При верном выборе и замене пыльника узлы и детали автомобилей ГАЗ будут надежно защищены от загрязнений, что гарантирует их надежную работу без ремонта.



Назад
Яндекс.Метрика