Статьи

Главная » Статьи » Палец суппорта: надежная работа дисковых тормозов

Палец суппорта: надежная работа дисковых тормозов

Исполнительным механизмом в дисковых тормозах является суппорт, обеспечивающий удерживание и привод колодок. В суппорте присутствуют две незаметные, но важные детали — пальцы. О том, что такое пальцы суппорта, каких типов они бывают и как устроены, а также об их выборе и замене — узнайте из статьи.

Назначение и особенности пальцев суппортов

Палец суппорта (направляющая суппорта, направляющий палец суппорта) — элемент дискового тормозного механизма; деталь в виде стержня, соединяющая корпус суппорта со скобой или корпуса с колодками (в зависимости от типа суппорта), и обеспечивающая возможность их взаимного поперечного смещения при торможении (во время работы рабочего тормозного цилиндра).

На современных автомобилях различных классов самое широкое распространение получили дисковые тормозные механизмы, которые при довольно простой конструкции обладают высокой эффективностью и надежностью. Эти механизмы состоят из подвижного диска, зафиксированного на ступице колеса, и неподвижного суппорта, жестко смонтированного на элементах подвески колеса. Суппорты бывают двух основных типов: фиксированные (двухстороннего действия) и плавающие (одностороннего действия); в механизме первого типа рабочие тормозные цилиндры располагаются с обеих сторон от колодок, во втором — только с одной стороны.

Плавающий суппорт состоит из двух деталей: корпуса, в котором выполнен рабочий тормозной цилиндр с поршнем (или 2-3 цилиндра), и скобы (держателя), удерживающей тормозные колодки. Обе детали соединены друг с другом специальными деталями — пальцами (направляющими пальцами), которые обеспечивают правильное позиционирование корпуса и скобы, а также позволяют корпусу смещаться в поперечной плоскости относительно скобы при торможении.

Фиксированный суппорт состоит только из корпуса с окном, внутри которого располагаются тормозные колодки, а на стенках (напротив колодок) — поршни рабочих тормозных цилиндров. Роль скобы в данном суппорте выполняют два пальца на шплинтах: они продеваются в отверстия в корпусе и колодках, обеспечивая их правильное позиционирование.

В суппортах обоих типов применяются пальцы (направляющие), которые играют важную роль в функционировании всего тормозного механизма. Пальцы подвергаются высоким нагрузкам и со временем требуют замены, а чтобы выполнить эту операцию правильно, необходимо разобраться в существующих типах, конструкциях и особенностях пальцев.


Типы и конструкция пальцев суппорта

В первую очередь, направляющие пальцы делятся на две группы по применяемости:

  • Для плавающих суппортов;
  • Для фиксированных суппортов.

Эти пальцы существенно отличаются по конструкции, месту монтажа и функционированию, а также и по роли в работе тормозного суппорта в целом.


Пальцы плавающих суппортов

Конструкция плавающего суппорта и место пальцев в нем
Конструкция плавающего суппорта и место пальцев в нем

Такой палец выполнен в виде стержня с головкой, внутри которой выполнена резьба под болт крепления корпуса суппорта. Поверхность пальца гладкая или может иметь продольные выточки различного профиля. Головка может быть плоской или переходить на конус для обеспечения наиболее плотного прилегания к скобе. Для удобства вворачивания болтов крепления корпуса на головке пальца может выполняться шестигранник под ключ.

Палец устанавливается в поперечные глухие каналы в скобе на консистентной смазке, которая предотвращает коррозию деталей, попадание в них воды заклинивание. Для защиты смазки от загрязнения применяется короткий гофрированный пыльник, зажимаемый между головкой пальца и скобой.

В одном суппорте используется два пальца — верхний и нижний. В резьбовые отверстия в пальцах вворачиваются болты крепления корпуса суппорта. Вся эта система на пальцах обеспечивает подвижность деталей относительно друг друга, за что такой суппорт получил название ?плавающий?. Работает суппорт этого типа просто: при торможении поршень выдвигается и прижимает одну колодку к диску, а корпус движется в противоположную сторону, выдвигаясь на пальцах из скобы; полностью выйти из скобы корпусу не дают упоры, расположенные со стороны второй колодки — за счет этих упоров корпус толкает колодку, прижимая ее к диску. Таким образом, при работе тормозов обе колодки прижимаются к обеим сторонам тормозного диска, причем с одинаковым усилием.


Пальцы фиксированных суппортов

Конструкция фиксированного суппорта с пальцами на шплинтах
Конструкция фиксированного суппорта с пальцами на шплинтах

Такой палец выполнен в виде стержня с небольшой упорной головкой и поперечными отверстиями под шплинты. Пальцы (два штуки) устанавливаются в поперечные отверстия суппорта и соответствующие отверстия в колодках, обеспечивая соединение этих деталей и одновременно выполняя роль направляющих для колодок при их смыкании и размыкании. Обычно направляющие пальцы устанавливаются в суппорт через пружины, демпфирующие удары и снижающие вероятность повреждения деталей под нагрузками. Фиксация штифтами предотвращает самопроизвольную разборку системы. Работает суппорт данного типа просто: во время торможения каждая колодка прижимается к диску поршнем собственного рабочего тормозного цилиндра, при этом пальцы обеспечивает правильное позиционирование колодок, предотвращая их перекосы и смещения во всех плоскостях.

Нужно отметить, что фиксированные суппорты сегодня считаются устаревшим решением, их можно встретить только на ранних моделях отечественных (ВАЗ-2101 – 2107) и некоторых иностранных автомобилей. Большинство современных транспортных средств с дисковыми тормозами оснащаются плавающими суппортами.


Как правильно выбрать и заменить палец суппорта

Пальцы суппорта в комплекте с пыльниками
Пальцы суппорта в комплекте с пыльниками



Комплект направляющих пальцев суппорта с пружинами и скобами
Комплект направляющих пальцев суппорта с пружинами и скобами

В процессе эксплуатации автомобиля пальцы суппорта подвергаются значительным механическим нагрузкам, воздействию воды и агрессивных сред. А в плавающих суппортах постепенно ухудшаются характеристики консистентной смазки пальцев. Все это в конечном итоге приводит к износу пальцев и, как следствие, к снижению надежности всего колесного тормозного механизма. О необходимости заменить пальцы могут свидетельствовать различные признаки: неравномерный износ правой и левой тормозных колодок, появление дребезга и шумов скобы суппорта, повышенные нагрузки при движении скобы или даже ее заклинивание. При появлении любых признаков необходимо проверить механизм и, если обнаружится неисправность, заменить пальцы.

На замену следует брать только те пальцы, что использовались в суппорте ранее. При значительном износе отверстий и каналов под пальцы возможна установка деталей увеличенного размера, однако лучше не прибегать к такому решению, а поменять изношенные суппорты на новые, так как со старыми могут возникнуть проблемы. Обычно пальцы продаются комплектами для одного или двух суппортов. В комплект для плавающих суппортов также входят пыльники, а вместе с пальцами для фиксированных суппортов идут пружины и штифты. Если дополнительных деталей нет, то их следует приобрести отдельно. Если меняться будут пальцы на плавающем суппорте, то еще необходимо позаботиться о подходящей консистентной смазке.

Менять пальцы следует в соответствии с инструкцией по ремонту/обслуживанию данной конкретной модели автомобиля. Эту операцию лучше всего производить одновременно с заменой тормозных колодок. В общем случае замена пальцев на плавающем суппорте выполняется следующим образом:

  1. Сорвать гайки крепления колес, поставить автомобиль на домкрат, полностью снять колесо;
  2. Отвернуть верхний болт крепления корпуса суппорта;
  3. С помощью плоской отвертки или иного предмета утопить поршень в корпусе суппорта;
  4. Отвести корпус от пальца;
  5. Вынуть палец, прочистить место его монтажа, удалить старую смазку;
  6. Обильно смазать новый палец рекомендованной производителем смазкой, установить палец в свой канал;
  7. Вернуть корпус на место, ввернуть боль крепления в палец;
  8. Повторить для второго пальца.

Замена пальцев в фиксированном суппорте выполняется иначе:

  1. Поддомкратить автомобиль, снять колесо;
  2. Вытянуть старые штифты из пальцев;
  3. Вынуть пальцы из отверстий, при необходимости можно воспользоваться подходящим по диаметру стержнем, чтобы выбить заклинивший палец;
  4. Установить новые пальцы, не забыв поставить пружины со стороны головок (они должны упираться в проушины суппорта);
  5. Вставить и зафиксировать шплинты.

После демонтажа пальцев можно менять тормозные колодки, которые вытягиваются через окно в верхней части суппорта. Однако в этом случае до демонтажа пальцев и колодок необходимо отсоединить от суппорта шланг подачи тормозной жидкости, иначе после удаления колодок жидкость будет вытекать через цилиндры.

Если пальцы суппорта подобраны и заменены правильно, то весь тормозной механизм будет работать надежно, обеспечивая нормальную управляемость и безопасность автомобиля.



Назад
Яндекс.Метрика