Статьи

Главная » Статьи » Бачок радиатора: герметичность и правильная работа автомобильного радиатора

Бачок радиатора: герметичность и правильная работа автомобильного радиатора

В современных транспортных средствах широко используются радиаторы различных типов и назначения, которые изготавливаются из сердцевины и бачков. О том, что такое бачок радиатора, каких типов он бывает, как устроен и какие функции выполняет, а также о верном выборе и замене бачков — читайте в статье.

Что такое бачок радиатора

Бачок радиатора — компонент радиаторов различных систем охлаждения и систем климат-контроля транспортных средств; деталь в виде бачка без днища, устанавливаемая на сердцевину радиатора для подвода и отвода жидкости, а также выполнения сервисных функций.

Типичная конструкция радиатора охлаждения двигателя
Типичная конструкция радиатора охлаждения двигателя

В автомобилях, тракторах и разнообразной технике присутствует одна или несколько систем охлаждения — двигателя, масла, некоторых агрегатов и т.д., а также отопители салона и кондиционеры. Все эти системы объединяет одно: в них обязательно присутствует теплообменники для охлаждения жидкостей или нагрева воздуха, выполненные в виде трубчатых радиаторов. Радиаторы всех типов имеют принципиально одинаковую конструкцию: их основу составляет собранная из трубок различного сечения сердцевина, в местах выхода трубок (с торцов) закрытая двумя бачками. Сердцевина образует теплообменник, посредством которого протекающая жидкость отдает тепло набегающему потоку воздуха. А функции бачков радиатора более разнообразны:

  • Герметизация радиатора;
  • Распределение потока жидкости по всей площади сердцевины (выполняется подводящим бачком);
  • Сбор потока жидкости из сердцевины и изменение направления движения этого потока (выполняется отводящим бачком);
  • Подвод и отвод жидкости от радиатора;
  • Сброс чрезмерного давления и жидкости при перегреве радиатора (выполняется клапанами в пробке заливной горловины, расположенной на верхнем или боковом бачке);
  • В двухходовых радиаторах — изменение направления потока жидкости;
  • Сервисные функции — заправка системы жидкостью (через горловину верхнего бачка) и слив жидкости (через кран в нижнем бачке) при обслуживании.

Бачки являются важными конструктивными элементами любого радиатора, любая их поломка в конечном итоге может привести к выходу из строя всей системы охлаждения. Поэтому неисправные бачки радиатора следует как можно скорее подвергать замене, а чтобы выполнить замену правильно, необходимо иметь хотя бы минимальные знания о типах этих деталей, их устройстве и особенностях.


Типы и особенности радиаторных бачков

Используемые в производстве автомобильных радиаторов бачки делятся на несколько типов по назначению, расположению, материалу изготовления и способу монтажа.

По назначению бачки бывают:

  • Для одноходовых радиаторов с вертикальным потоком жидкости;
  • Для одноходовых радиаторов с горизонтальным потоком жидкости;
  • Для двухходовых радиаторов с горизонтальным потоком жидкости.

По расположению бачки бывают:

  • Подводящие верхние — в одноходовых радиаторах с вертикальным потоком жидкости;
  • Отводящие нижние — там же;
  • Подводящие боковые — в одноходовых радиаторах с горизонтальным потоком жидкости;
  • Отводящие боковые — там же;
  • Подводящий и отводящий боковой — в двухходовых радиаторах с горизонтальным потоком жидкости;
  • Поворотный боковой — там же.
Верхний металлический бачок радиатора
Верхний металлический бачок радиатора
Нижний металлический бачок радиатора
Нижний металлический бачок радиатора
Верхний пластиковый бачок радиатора
Верхний пластиковый бачок радиатора
Нижний пластиковый бачок радиатора
Нижний пластиковый бачок радиатора

Бачки изготавливаются из материалов двух типов:

  • Металл — чаще всего латунь и алюминий;
  • Пластик — различные ударопрочные и термостойкие пластики.

Монтаж бачков на радиатор может выполняться тремя основными способами:

  • С помощью резьбовых соединений — радиатор и сердцевина имеют фланцы с отверстиями для болтов, посредством которых детали стягиваются;
  • Вальцовкой — на радиаторе монтируется монтажная планка с выступающими зубцами, а на опорной поверхности бачка выполняется бурт небольшой ширины, зубцы подгибаются и прочно прижимают бачок к сердцевине;
  • Пайкой — металлический бачок припаивается к сердцевине с помощью свинцово-оловянного припоя.

В настоящее время наибольшее распространение имеют первые два способа монтажа бачков, так как они обеспечивают высокую ремонтопригодность радиаторов. Пайка из многих типов радиаторов практически вытеснена.


Конструкция и функционал бачков радиаторов

Бачки различных типов в общих чертах похожи: это штампованная (из латуни) или литая (из алюминия и пластика) корытообразная деталь, которая полностью закрывает торцевые поверхности сердцевины радиатора. На бачке формируются различные элементы для обеспечения функционирования радиатора, количество и назначение этих элементов зависит от типа бачка.

Подводящие верхние и реже подводящие боковые бачки одноходовых радиаторов охлаждения двигателя имеют:

  • Горловину под установку заливной пробки;
  • Патрубок для присоединения подводящего шланга от системы охлаждения;
  • Штуцер для присоединения шланга от расширительного (компенсационного) бачка;
  • Трубка или штуцер для присоединения отдельной трубки для сброса пара и воды при перегреве;
  • Посадочные отверстия для установки датчиков температуры.

Горловина, подводящий патрубок и пароотводящая трубка являются обязательными элементами подводящего бачка одноходового радиатора охлаждения двигателя (в боковых бачках горловина зачастую отсутствует), остальные элементы могут присутствовать или отсутствовать в зависимости от конструкции конкретного радиатора.

Отводящие нижние и боковые бачки одноходовых радиаторов охлаждения двигателя имеют:

  • Патрубок для присоединения отводящего шланга системы охлаждения;
  • Кран или посадочное отверстие (штуцер, патрубок) для установки сливного крана;
  • Реже — вспомогательные патрубки;
  • Посадочные отверстия для монтажа датчиков температуры.

Подводящие и отводящие бачки двухходовых радиаторов охлаждения двигателя имеют:

  • Подводящий и отводящий патрубки;
  • Продольную или поперечную внутреннюю перегородку, разделяющую бачок на две изолированных полости;
  • Иногда — заливную горловину;
  • Патрубок для присоединения шланга расширительного (компенсационного) бачка с заливной горловиной;
  • Трубка или штуцер для подключения трубки отведения пара и воды;
  • Иногда — сливной кран;
  • Посадочные отверстия под датчики температуры.

Поворотные бачки двухходовых радиаторов могут не иметь никаких элементов, либо оснащаются краном слива жидкости.

Все типы бачков радиаторов зачастую имеют и монтажные компоненты — проушины, кронштейны, петли и т.д., с помощью которых радиатор монтируется на транспортное средство.

Бачки радиаторов отопителей и кондиционеров обычно имеют только патрубки для присоединения подводящих и отводящих трубопроводов. В двухходовых радиаторах один бачок несет два патрубка и перегородку (продольную или поперечную, часто перегородка выполняется волнистой для улучшения перемешивания жидкости), а второй бачок является глухим и не содержит дополнительных элементов.

Все бачки разборных радиаторов (монтаж выполняется болтами или вальцовкой) устанавливаются на сердцевину через уплотнительную прокладку, которая обеспечивает герметичность всей конструкции. Иногда дополнительно применяется герметик. При пайке специального уплотнения не требуется.


Как правильно выбрать и заменить бачок радиатора

Бачки радиаторов работают в тяжелых температурных условиях, подвергаются механическим нагрузкам и воздействию агрессивных сред, это со временем приводит к коррозии и повреждению данных деталей. Бачки с трещинами, проломами и сквозной коррозией дают течь, что негативно сказывается на работе системы охлаждения, поэтому они должны быть как можно скорее заменены. На замену следует использовать только те бачки, что совместимы с данным конкретным радиатором, в противном случае невозможно будет добиться необходимой степени герметизации. При этом в большинстве случаев допустима замена пластиковых бачков на металлические и наоборот — главное, чтобы они имели одинаковую геометрию и размеры.

Замена бачков должна производиться в соответствии с инструкцией по ремонту транспортного средства. Эта работа зачастую требует применения специального инструмента, поэтому ее лучше доверить специалистам.

Наиболее просто заменить бачок на болтах, для этого достаточно демонтировать старый бачок, прочистить и полностью высушить радиатор, уложить прокладку, при необходимости использовать герметик, установить новую деталь и равномерно затянуть все болты.

Бачки с вальцовкой заменить сложнее, так как в этом случае сначала необходимо отогнуть все зубцы монтажной планки (лучше всего использовать специальные клещи), снять бачок, произвести чистку, промывку и сушку радиатора, затем уложить прокладку, при необходимости использовать герметик, установить бачок, прижать его к радиатору специальными струбцинами и клещами загнуть все зубцы (начиная с торцевой части). При установке пластикового бачка следует действовать аккуратно, так как из-за чрезмерного усилия деталь может сломаться.

Для замены припаянного бачка необходимо иметь специальный мощный паяльник (молотковый), с помощью которого следует отпаять деталь, затем полудить и припаять новый бачок. Данная работа имеет ряд тонкостей и сложностей, и без навыков пайки крупных изделий выполнить ее не получится.

Во всех случаях после ремонта выполняется проверка на герметичность. Если бачки подобраны и установлены правильно, то радиатор будет надежно функционировать на протяжении многих лет.



Назад
Яндекс.Метрика