Новости
Статьи
|
Бачок радиатора: герметичность и правильная работа автомобильного радиатораВ современных транспортных средствах широко используются радиаторы различных типов и назначения, которые изготавливаются из сердцевины и бачков. О том, что такое бачок радиатора, каких типов он бывает, как устроен и какие функции выполняет, а также о верном выборе и замене бачков — читайте в статье. Что такое бачок радиатораБачок радиатора — компонент радиаторов различных систем охлаждения и систем климат-контроля транспортных средств; деталь в виде бачка без днища, устанавливаемая на сердцевину радиатора для подвода и отвода жидкости, а также выполнения сервисных функций. В автомобилях, тракторах и разнообразной технике присутствует одна или несколько систем охлаждения — двигателя, масла, некоторых агрегатов и т.д., а также отопители салона и кондиционеры. Все эти системы объединяет одно: в них обязательно присутствует теплообменники для охлаждения жидкостей или нагрева воздуха, выполненные в виде трубчатых радиаторов. Радиаторы всех типов имеют принципиально одинаковую конструкцию: их основу составляет собранная из трубок различного сечения сердцевина, в местах выхода трубок (с торцов) закрытая двумя бачками. Сердцевина образует теплообменник, посредством которого протекающая жидкость отдает тепло набегающему потоку воздуха. А функции бачков радиатора более разнообразны:
Бачки являются важными конструктивными элементами любого радиатора, любая их поломка в конечном итоге может привести к выходу из строя всей системы охлаждения. Поэтому неисправные бачки радиатора следует как можно скорее подвергать замене, а чтобы выполнить замену правильно, необходимо иметь хотя бы минимальные знания о типах этих деталей, их устройстве и особенностях. Типы и особенности радиаторных бачковИспользуемые в производстве автомобильных радиаторов бачки делятся на несколько типов по назначению, расположению, материалу изготовления и способу монтажа. По назначению бачки бывают:
По расположению бачки бывают:
Бачки изготавливаются из материалов двух типов:
Монтаж бачков на радиатор может выполняться тремя основными способами:
В настоящее время наибольшее распространение имеют первые два способа монтажа бачков, так как они обеспечивают высокую ремонтопригодность радиаторов. Пайка из многих типов радиаторов практически вытеснена. Конструкция и функционал бачков радиаторовБачки различных типов в общих чертах похожи: это штампованная (из латуни) или литая (из алюминия и пластика) корытообразная деталь, которая полностью закрывает торцевые поверхности сердцевины радиатора. На бачке формируются различные элементы для обеспечения функционирования радиатора, количество и назначение этих элементов зависит от типа бачка. Подводящие верхние и реже подводящие боковые бачки одноходовых радиаторов охлаждения двигателя имеют:
Горловина, подводящий патрубок и пароотводящая трубка являются обязательными элементами подводящего бачка одноходового радиатора охлаждения двигателя (в боковых бачках горловина зачастую отсутствует), остальные элементы могут присутствовать или отсутствовать в зависимости от конструкции конкретного радиатора. Отводящие нижние и боковые бачки одноходовых радиаторов охлаждения двигателя имеют:
Подводящие и отводящие бачки двухходовых радиаторов охлаждения двигателя имеют:
Поворотные бачки двухходовых радиаторов могут не иметь никаких элементов, либо оснащаются краном слива жидкости. Все типы бачков радиаторов зачастую имеют и монтажные компоненты — проушины, кронштейны, петли и т.д., с помощью которых радиатор монтируется на транспортное средство. Бачки радиаторов отопителей и кондиционеров обычно имеют только патрубки для присоединения подводящих и отводящих трубопроводов. В двухходовых радиаторах один бачок несет два патрубка и перегородку (продольную или поперечную, часто перегородка выполняется волнистой для улучшения перемешивания жидкости), а второй бачок является глухим и не содержит дополнительных элементов. Все бачки разборных радиаторов (монтаж выполняется болтами или вальцовкой) устанавливаются на сердцевину через уплотнительную прокладку, которая обеспечивает герметичность всей конструкции. Иногда дополнительно применяется герметик. При пайке специального уплотнения не требуется. Как правильно выбрать и заменить бачок радиатораБачки радиаторов работают в тяжелых температурных условиях, подвергаются механическим нагрузкам и воздействию агрессивных сред, это со временем приводит к коррозии и повреждению данных деталей. Бачки с трещинами, проломами и сквозной коррозией дают течь, что негативно сказывается на работе системы охлаждения, поэтому они должны быть как можно скорее заменены. На замену следует использовать только те бачки, что совместимы с данным конкретным радиатором, в противном случае невозможно будет добиться необходимой степени герметизации. При этом в большинстве случаев допустима замена пластиковых бачков на металлические и наоборот — главное, чтобы они имели одинаковую геометрию и размеры. Замена бачков должна производиться в соответствии с инструкцией по ремонту транспортного средства. Эта работа зачастую требует применения специального инструмента, поэтому ее лучше доверить специалистам. Наиболее просто заменить бачок на болтах, для этого достаточно демонтировать старый бачок, прочистить и полностью высушить радиатор, уложить прокладку, при необходимости использовать герметик, установить новую деталь и равномерно затянуть все болты. Бачки с вальцовкой заменить сложнее, так как в этом случае сначала необходимо отогнуть все зубцы монтажной планки (лучше всего использовать специальные клещи), снять бачок, произвести чистку, промывку и сушку радиатора, затем уложить прокладку, при необходимости использовать герметик, установить бачок, прижать его к радиатору специальными струбцинами и клещами загнуть все зубцы (начиная с торцевой части). При установке пластикового бачка следует действовать аккуратно, так как из-за чрезмерного усилия деталь может сломаться. Для замены припаянного бачка необходимо иметь специальный мощный паяльник (молотковый), с помощью которого следует отпаять деталь, затем полудить и припаять новый бачок. Данная работа имеет ряд тонкостей и сложностей, и без навыков пайки крупных изделий выполнить ее не получится. Во всех случаях после ремонта выполняется проверка на герметичность. Если бачки подобраны и установлены правильно, то радиатор будет надежно функционировать на протяжении многих лет. |