Статьи

Главная » Статьи » Патрубок радиатора КАМАЗ: надежное соединение двигателя и радиатора

Патрубок радиатора КАМАЗ: надежное соединение двигателя и радиатора

Присоединение радиатора охлаждения к двигателю в автомобилях КАМАЗ осуществляется с помощью гибких трубопроводов — патрубков. Всю информацию о патрубках, их существующих типах, конструкции и особенностях применения, а также о правильном подборе и замене этих деталей вы можете узнать в данной статье.

Назначение и функции патрубков радиатора КАМАЗ

Схема подключения радиатора КАМАЗ
Схема подключения радиатора КАМАЗ

Патрубок радиатора КАМАЗ — общее наименование группы деталей в виде коротких резиновых рукавов и металлических патрубков, из которых изготавливается система трубопроводов для подключения радиатора к системе охлаждения двигателя.

Грузовые автомобили КАМАЗ оснащаются дизельными двигателями внутреннего сгорания с жидкостной системой охлаждения, в которой охлаждение жидкости осуществляется в водо-воздушном радиаторе. Радиатор располагается в передней торцевой части двигателя, его соединение с водяной рубашкой силового агрегата выполняется с помощью трубопроводов, состоящих из отдельных частей — гибких и жестких патрубков.

Трубопроводы из гибких патрубков обеспечивают возможность некоторых взаимных перемещений двигателя и радиатора, одновременно они демпфируют вибрации и удары. Однако эти детали вследствие воздействия переменных механических нагрузок и агрессивных сред периодически получают повреждения и требуют замены. Чтобы грамотно выполнить ремонт, следует правильно подобрать патрубки и сопутствующие компоненты — сделать безошибочную покупку поможет информация о существующих типах патрубков КАМАЗ, их конструкции и особенностях монтажа.


Типы, конструкция и особенности патрубков радиатора КАМАЗ

Для присоединения радиаторов автомобилей КАМАЗ к водяной рубашке двигателя используется два патрубка — подводящий и отводящий. Они имеют свои конструктивные особенности.

Подводящий патрубок осуществляет подачу горячей охлаждающей жидкости от корпуса термостата на верхний бачок радиатора. В большинстве моделей грузовиков верхний патрубок состоит только из одного гибкого рукава, который надевается на соответствующие выходные патрубки радиатора и корпуса термостата, фиксируясь с помощью металлических хомутов. Данный рукав может иметь различную конфигурацию:

  • Прямой постоянного диаметра;
  • Г-образный или угловой постоянного диаметра;
  • Z-образный переменного диаметра.

Изогнутые (Г и Z-образные) верхние рукава обеспечивают надежное подсоединение радиатора к двигателю при разных высотах патрубков бачка радиатора и корпуса термостата. Прямой рукав при таком подключении деформируется и постоянно работает под чрезмерными локальными нагрузками (в местах изгибов), что в целом снижает надежность системы.

Хомут патрубков радиатора КАМАЗ
Хомут патрубков радиатора КАМАЗ


Резиновые патрубки (рукава) радиатора КАМАЗ
Резиновые патрубки (рукава) радиатора КАМАЗ


Патрубки радиатора КАМАЗ из красной резины
Патрубки радиатора КАМАЗ из красной резины


Силиконовые патрубки радиатора КАМАЗ
Силиконовые патрубки радиатора КАМАЗ

Отводящий патрубок осуществляет подачу охлажденной жидкости из нижнего бачка радиатора к корпусу водяного насоса (помпы). Как правило, нижний патрубок состоит из четырех частей: трех гибких рукавов и одного металлического патрубка, через прокладку монтируемого на корпус водяного насоса. Два крайних гибких рукава — прямые, один из них (нижний) надевается на патрубок радиатора, второй (верхний) располагается на патрубке водяного насоса, фиксация рукавов выполняется с помощью хомутов. Два прямых рукава соединяются одним центральнымугловым (коленом) с зауженными концами (на него надеваются расширенные концы крайних деталей), их фиксация тоже производится с помощью хомутов. В нижней части колена может располагаться хомут для крепления к кронштейну на раме, который предотвращает вибрации всего трубопровода.

Для присоединения радиаторов на КАМАЗах используется три типа гибких патрубков (рукавов):

  • Резиновые напорно-всасывающие рукава с текстильным каркасом — черного цвета (по ГОСТ 5398-76);
  • Резиновые рукава с текстильным каркасом с наружным слоем из атмосферостойкой резиной красного цвета;
  • Силиконовые рукава с текстильным каркасом, синие и красные.

Рукава всех типов выпускаются по одному и комплектами, обычно комплекты включают в себя три рукава для изготовления нижнего (отводящего) трубопровода. Отдельно или в тех же комплектах предлагаются хомуты, с завода система охлаждения собирается на винтовых хомутах в виде сдвоенных колец с зажимом из двух резьбовых пластин и болта. Также могут использоваться червячные хомуты различной ширины.


Номенклатура и применяемость патрубков радиатора КАМАЗ

На КАМАЗах применяется широкая номенклатура патрубков радиаторов различной длины, диаметра и конфигурации. Наиболее широко используются рукава следующих каталожных номеров:

  • Верхние патрубки с общим каталожным номером 1303010 и префиксом по модели автомобиля (4308-, 5320-, 54115-, 65115-, 6520-, 6522-) — имеют размеры 125х58 (длина х диаметр), 130х60, 130х80, 250х58, 250х60, 290х60/45 (переходной диаметр) и 300х45/60 мм;
  • Нижние патрубки с общим каталожным номером 1303026 и префиксом по модели автомобиля (5320-, 53605М-, 54115-, 65115-, 6520-) — имеют размеры 120х91/46, 200х70, 235х70, 265х70, 270х132х60/48 (Г-образный переходного диаметра), 280х70 (Г-образный), 290х60 (Г-образный), 90х66 мм;
  • Нижние патрубки с общим каталожным номером 1303027 и префиксом по модели автомобиля (4308-, 5320-, 54115-, 6520-) — имеют размеры 120х68, 120х70, 130х50, 86х48, 90х60 мм;
  • Нижние короткие прямые патрубки каталожных номеров 1015240, 1015241, 1015416, 1015295 и некоторых других с префиксом 5350, имеют диаметр 32 мм и длину 70, 100, 135 и 290 мм.

Комплекты из трех нижних рукавов имеют каталожный номер 1303000 с префиксом соответствующей модели автомобиля (наиболее часто 5320-1303000 КТ и 6520-1303000 КТ). В комплекте могут быть резиновые и силиконовые рукава (последние имеют пометку «сил.»), некоторые имеют полный набор хомутов (имеют индекс "СХ").

Многие актуальные модели грузовых автомобилей КАМАЗ оснащаются двигателями иностранного производства Cummins и Daimler (например, седельный тягач КАМАЗ-5490 с мотором Daimler OM 457LA, самосвалы КАМАЗ-65115 и 6520 с моторами Cummins ISB6.7 E5, и другие). На силовых агрегатах Cumminsприменяются те же патрубки, что и на отечественных моторах (но чаще всего силиконовые). А на двигатели Daimlerустанавливаются «родные» рукава производства Mercedes, применяемые на тягачах Mercedes-Benz Actros (так как КАМАЗ-5490 во многом повторяет немецкую модель).

В отдельную категорию выделяются металлические патрубки от радиатора к водяному насосу (каталожный номер 740.1303240 и другие), они имеют привалочную поверхность и монтируются на ответную поверхность на насосе через прокладку. Данный элемент служит для присоединения отводящего рукава с помощью стандартного рукава.


Выбор и замена патрубков радиатора КАМАЗ

Трубопроводы радиатора работают в сложных температурных условиях, подвергаются воздействию агрессивных сред (антифризов и продуктов их разложения внутри; выхлопных газов, топлива, масел и других веществ снаружи), а также деформирующим нагрузкам — все это довольно быстро может привести к повреждениям отдельных рукавов. Трещины и разрывы в трубопроводах приводят к утечкам охлаждающей жидкости и, соответственно, к перегреву силового агрегата. Поэтому неисправные компоненты должны быть как можно скорее заменены.

На замену следует брать только те патрубки, что рекомендованы КАМАЗом для конкретной модели и модификации автомобиля. Точнее, следует исходить из модели двигателя, установленного на грузовике. При этом допускается устанавливать вместо резинового рукава силиконовый и наоборот — главное, чтобы он полностью подходил по диаметру, длине и геометрии (прямой, изогнутый, Z-образный, постоянного или переменного диаметра). В некоторых случаях имеет смысл приобрести комплект из трех рукавов для изготовления нижнего (отводящего) патрубка. Также необходимо позаботиться о покупке хомутов, причем нужно учитывать, что диаметры верхних и нижних патрубков часто бывают неодинаковыми.

Если автомобиль эксплуатируется в сложных условиях, то оправданным будет выбор патрубка из красной резины — данный материал обладает повышенной устойчивостью к негативным факторам окружающей среды, что продлевает срок службы всей системы.

Замена патрубков радиатора должна выполняться в соответствии с инструкцией по ремонту конкретной модели автомобиля. Обычно эта работа сводится к нескольким операциям:

  • Заглушить двигатель и дать ему остыть, поднять и зафиксировать кабину;
  • Если меняется верхний патрубок — слить из системы охлаждения небольшое количество жидкости. Если меняются нижние патрубки, то лучше всего полностью слить жидкость;
  • Ослабить и снять хомуты, снять рукав с патрубков;
  • Прочистить места крепления рукава, осмотреть старый хомут, и, если он не обеспечивает достаточной жесткости или поврежден, заменить новым;
  • Установить рукава на патрубки, установить и зажать хомуты с установленным усилием. В некоторых случаях может потребоваться дополнительная обработка герметиком;
  • Долить охлаждающую жидкость до требуемого уровня, прокачать систему для удаления воздушных пробок.

При монтаже патрубков необходимо обеспечивать надежный зажим хомутов, однако и пережимать их не стоит, так как это может повредить концы рукавов, особенно силиконовых. Если детали подобраны и заменены правильно, то система будет работать надежно и эффективно в любых условиях.



Назад
Яндекс.Метрика