Новости
Статьи
|
Патрубок радиатора КАМАЗ: надежное соединение двигателя и радиатораПрисоединение радиатора охлаждения к двигателю в автомобилях КАМАЗ осуществляется с помощью гибких трубопроводов — патрубков. Всю информацию о патрубках, их существующих типах, конструкции и особенностях применения, а также о правильном подборе и замене этих деталей вы можете узнать в данной статье. Назначение и функции патрубков радиатора КАМАЗПатрубок радиатора КАМАЗ — общее наименование группы деталей в виде коротких резиновых рукавов и металлических патрубков, из которых изготавливается система трубопроводов для подключения радиатора к системе охлаждения двигателя. Грузовые автомобили КАМАЗ оснащаются дизельными двигателями внутреннего сгорания с жидкостной системой охлаждения, в которой охлаждение жидкости осуществляется в водо-воздушном радиаторе. Радиатор располагается в передней торцевой части двигателя, его соединение с водяной рубашкой силового агрегата выполняется с помощью трубопроводов, состоящих из отдельных частей — гибких и жестких патрубков. Трубопроводы из гибких патрубков обеспечивают возможность некоторых взаимных перемещений двигателя и радиатора, одновременно они демпфируют вибрации и удары. Однако эти детали вследствие воздействия переменных механических нагрузок и агрессивных сред периодически получают повреждения и требуют замены. Чтобы грамотно выполнить ремонт, следует правильно подобрать патрубки и сопутствующие компоненты — сделать безошибочную покупку поможет информация о существующих типах патрубков КАМАЗ, их конструкции и особенностях монтажа. Типы, конструкция и особенности патрубков радиатора КАМАЗДля присоединения радиаторов автомобилей КАМАЗ к водяной рубашке двигателя используется два патрубка — подводящий и отводящий. Они имеют свои конструктивные особенности. Подводящий патрубок осуществляет подачу горячей охлаждающей жидкости от корпуса термостата на верхний бачок радиатора. В большинстве моделей грузовиков верхний патрубок состоит только из одного гибкого рукава, который надевается на соответствующие выходные патрубки радиатора и корпуса термостата, фиксируясь с помощью металлических хомутов. Данный рукав может иметь различную конфигурацию:
Изогнутые (Г и Z-образные) верхние рукава обеспечивают надежное подсоединение радиатора к двигателю при разных высотах патрубков бачка радиатора и корпуса термостата. Прямой рукав при таком подключении деформируется и постоянно работает под чрезмерными локальными нагрузками (в местах изгибов), что в целом снижает надежность системы. Хомут патрубков радиатора КАМАЗ Резиновые патрубки (рукава) радиатора КАМАЗ Патрубки радиатора КАМАЗ из красной резины Силиконовые патрубки радиатора КАМАЗ Отводящий патрубок осуществляет подачу охлажденной жидкости из нижнего бачка радиатора к корпусу водяного насоса (помпы). Как правило, нижний патрубок состоит из четырех частей: трех гибких рукавов и одного металлического патрубка, через прокладку монтируемого на корпус водяного насоса. Два крайних гибких рукава — прямые, один из них (нижний) надевается на патрубок радиатора, второй (верхний) располагается на патрубке водяного насоса, фиксация рукавов выполняется с помощью хомутов. Два прямых рукава соединяются одним центральнымугловым (коленом) с зауженными концами (на него надеваются расширенные концы крайних деталей), их фиксация тоже производится с помощью хомутов. В нижней части колена может располагаться хомут для крепления к кронштейну на раме, который предотвращает вибрации всего трубопровода. Для присоединения радиаторов на КАМАЗах используется три типа гибких патрубков (рукавов):
Рукава всех типов выпускаются по одному и комплектами, обычно комплекты включают в себя три рукава для изготовления нижнего (отводящего) трубопровода. Отдельно или в тех же комплектах предлагаются хомуты, с завода система охлаждения собирается на винтовых хомутах в виде сдвоенных колец с зажимом из двух резьбовых пластин и болта. Также могут использоваться червячные хомуты различной ширины. Номенклатура и применяемость патрубков радиатора КАМАЗНа КАМАЗах применяется широкая номенклатура патрубков радиаторов различной длины, диаметра и конфигурации. Наиболее широко используются рукава следующих каталожных номеров:
Комплекты из трех нижних рукавов имеют каталожный номер 1303000 с префиксом соответствующей модели автомобиля (наиболее часто 5320-1303000 КТ и 6520-1303000 КТ). В комплекте могут быть резиновые и силиконовые рукава (последние имеют пометку «сил.»), некоторые имеют полный набор хомутов (имеют индекс "СХ"). Многие актуальные модели грузовых автомобилей КАМАЗ оснащаются двигателями иностранного производства Cummins и Daimler (например, седельный тягач КАМАЗ-5490 с мотором Daimler OM 457LA, самосвалы КАМАЗ-65115 и 6520 с моторами Cummins ISB6.7 E5, и другие). На силовых агрегатах Cumminsприменяются те же патрубки, что и на отечественных моторах (но чаще всего силиконовые). А на двигатели Daimlerустанавливаются «родные» рукава производства Mercedes, применяемые на тягачах Mercedes-Benz Actros (так как КАМАЗ-5490 во многом повторяет немецкую модель). В отдельную категорию выделяются металлические патрубки от радиатора к водяному насосу (каталожный номер 740.1303240 и другие), они имеют привалочную поверхность и монтируются на ответную поверхность на насосе через прокладку. Данный элемент служит для присоединения отводящего рукава с помощью стандартного рукава. Выбор и замена патрубков радиатора КАМАЗТрубопроводы радиатора работают в сложных температурных условиях, подвергаются воздействию агрессивных сред (антифризов и продуктов их разложения внутри; выхлопных газов, топлива, масел и других веществ снаружи), а также деформирующим нагрузкам — все это довольно быстро может привести к повреждениям отдельных рукавов. Трещины и разрывы в трубопроводах приводят к утечкам охлаждающей жидкости и, соответственно, к перегреву силового агрегата. Поэтому неисправные компоненты должны быть как можно скорее заменены. На замену следует брать только те патрубки, что рекомендованы КАМАЗом для конкретной модели и модификации автомобиля. Точнее, следует исходить из модели двигателя, установленного на грузовике. При этом допускается устанавливать вместо резинового рукава силиконовый и наоборот — главное, чтобы он полностью подходил по диаметру, длине и геометрии (прямой, изогнутый, Z-образный, постоянного или переменного диаметра). В некоторых случаях имеет смысл приобрести комплект из трех рукавов для изготовления нижнего (отводящего) патрубка. Также необходимо позаботиться о покупке хомутов, причем нужно учитывать, что диаметры верхних и нижних патрубков часто бывают неодинаковыми. Если автомобиль эксплуатируется в сложных условиях, то оправданным будет выбор патрубка из красной резины — данный материал обладает повышенной устойчивостью к негативным факторам окружающей среды, что продлевает срок службы всей системы. Замена патрубков радиатора должна выполняться в соответствии с инструкцией по ремонту конкретной модели автомобиля. Обычно эта работа сводится к нескольким операциям:
При монтаже патрубков необходимо обеспечивать надежный зажим хомутов, однако и пережимать их не стоит, так как это может повредить концы рукавов, особенно силиконовых. Если детали подобраны и заменены правильно, то система будет работать надежно и эффективно в любых условиях. |