Новости
Статьи
|
Переключатель подрулевой: самое нужное - под рукойВ современных автомобилях управление различными приборами и системами, влияющими на безопасность движения, вынесено в специальные узлы — подрулевые переключатели. Все о данных органах управления, их типах, конструкции и функционале, а также о подборе и замене переключателей рассказано в этой статье. Назначение и функционал подрулевого переключателяПодрулевой переключатель (ПП)–— электрический коммутационный прибор в виде расположенных на рулевой колонке рычагов и кнопок, предназначенный для включения, отключения и управления различными электроприборами транспортного средства. В любом автомобиле, как и в других ТС и специальной технике, присутствуют электроприборы, которые приходится включать и отключать непосредственно при движении — осветительные приборы, световая сигнализация, стеклоочиститель и стеклоомыватель, и другие. Управление этими устройствами может отвлекать водителя от дороги, поэтому в современных транспортных средствах применяются специальные приспособления — подрулевые переключатели. Применение подрулевого переключателя обеспечивает расположение органов управления максимально близко к рукам водителя — непосредственно под рулевым колесом, куда можно дотянуться пальцами, не снимая рук с руля, либо отводя руку всего на несколько сантиметров вниз. Подрулевой переключатель указателей поворота Подрулевой переключатель фар головного света Подрулевой переключатель стеклочистителя и стеклоомывателя С помощью подрулевого переключателя в современных автомобилях реализуется управление различными электроприборами:
Так как управление важными для безопасности ТС приборами сконцентрировано на подрулевом переключателе, его поломка может привести к затруднению, а то и вовсе к невозможности эксплуатации автомобиля. Поэтому неисправный коммутационный прибор подлежит скорейшему ремонту или замене, но перед покупкой следует познакомиться с основными видами подрулевых переключателей, их конструкцией и функционалом. Устройство и особенности подрулевых переключателейВсе подрулевые переключатели, независимо от типа и функционала, обладают принципиально одинаковым устройством. Основу устройства составляет многопозиционный переключатель (или несколько таких устройств) с контактными группами, замыкаемыми установленными на рычагах и кнопках контактами. Для соединения ПП с электроцепям управляемых приборов и систем применяются стандартные электроразъемы на жгутах проводов. Многопозиционный переключатель помещен в пластиковый корпус, который жестко устанавливается под рулем. На корпусе располагается один или несколько органов управления, которым придана форма рычагов различной формы и размеров — такая конструкция позволяет подвести переключатель на удобное расстояние к пальцам водителя, а кроме того, рычаги более удобны при необходимости быстрого включения и выключения приборов. Рычаги могут двигаться только в одной или в двух плоскостях, в первом случае рычаг устанавливается в корпусе через пластиковую втулку, во втором — через простейший шаровой шарнир. На рычаге зачастую устанавливаются вспомогательные органы управления в виде нажимных и поворотных кнопок. На все рычаги и кнопки наносятся стандартные пиктограммы. ПП указателей поворота механически соединен с валом руля, что обеспечивает отключение данных огней при завершении маневрирования. Обычно для этой цели используется соединенный с рычагом резиновый ролик, катящийся по рулевому валу. При проворачивании руля в сторону включенного указателя поворота ролик свободно прокатывается по валу, не влияя на ПП. При изменении направления движения вала ролик останавливается, подклинивается и толкает рычаг, обеспечивая автоматический перевод рычага в позицию «выключено». Типы, функционал и возможности подрулевых переключателейПодрулевые переключатели классифицируются по назначению, числу органов управления и числу возможных позиций каждого из них. В первую очередь, все ПП могут иметь одно из двух назначений:
Коммутационные приборы первого типа, как можно понять из названия, используются только для управления сигнальными огнями — указателями поворота. В настоящее время такие устройства применяются крайне редко из-за своей ограниченной функциональности. Переключатели второго типа используются для управления как указателями поворота, так и другими приборами — именно они занимают место на рулевых колонках современных автомобилей. Все подрулевые переключатели подразделяются на несколько типов по числу используемых в них органов управления:
Наибольшее распространение сегодня имеют ПП с одним, двумя и тремя рычагами — их можно встретить на отечественных и бюджетных ТС иностранного производства, а также на другой технике. В последние годы все более широкое распространение получают переключатели с кнопками на рычагах, они устанавливаются и на многие актуальные модели отечественных автомобилей. Подрулевые переключатели с неподвижной консолью сегодня практически вышли из употребления, их можно встретить на многих ранних отечественных грузовиках, автобусах и иной технике. Рычаги на ПП могут иметь различное количество рабочих положений:
В отдельный вид выделяются ПП указателей поворота, оснащенные дополнительными кнопками и поворотными кольцами — они чаще всего иметь пять или семь позиций, причем на семипозиционные устройства возлагается управление указателями поворота и головным светом. На большинстве ТС и различной техники функционал и назначение отдельных органов управления ПП примерно одинаков. Обычно на левый рычаг возлагается управление указателями поворота и головным светом, причем на ТС ранних выпусков для этого использовались два отдельных рычага. А с помощью рычага, расположенного по правую руку, включаются и отключаются стеклоочиститель и омыватель ветрового стекла. С одной или сразу с обеих сторон ПП также могут устанавливаться кнопки подачи звукового сигнала. Как правильно выбрать и отремонтировать подрулевой переключательПереключатели подрулевые любого ТС используются постоянно, причем очень активно, что со временем может приводить к различным неисправностям этих устройств. Если рычаги стало сложно переводить в рабочие положения, они не фиксируются в выбранной позиции или, напротив, заклинивают, при переводе в рабочее положение издают хруст и посторонние шумы, либо не обеспечивают включение электрического прибора, то переключатель следует восстановить или заменить в сборе. Ремонту подлежат те переключатели, в которых возникли незначительные неисправности — загрязнение или закисание контактов, ослабление крепежа, и т.д. Если же повреждены контактные группы, устройство автоматического отключения указателей поворота и прочие компоненты, то лучше приобрести новый подрулевой переключатель. Для ремонта следует приобретать переключатели только тех типов и моделей, что могут использоваться на данной конкретной модели транспортного средства. Замену устройства необходимо выполнять по рекомендациям инструкции по ремонту только после обесточивания электросистемы автомобиля. Правильная покупка и установка подрулевого переключателя — одна из основ уверенной и безопасной эксплуатации транспортного средства. |