Новости
Статьи
|
Амортизатор крышки багажникаСовременные автомобили оснащаются устройством, повышающим комфорт использования багажника — амортизатором крышки багажника, или газовым упором. Все об этих компонентах, их классификации, конструктивных особенностях и принципе работы, а также о правильном выборе и замене упоров — рассказано в статье. Что такое амортизатор крышки багажникаАмортизатор крышки багажника (газовая пружина, газовый упор крышки багажника, ГУ) — пневматические и гидропневматические механизмы в виде газонаполненного замкнутого цилиндра с поршнем и штоком, обеспечивающие комфортную эксплуатацию крышек багажников, капотов и дверей задка легковых транспортных средств. Крышка багажника, откидная дверь задка и капот легкового автомобиля нередко доставляют массу неудобств — их сложно открыт с занятыми руками, они самопроизвольно закрываются от ветра или при случайном касании, при открывании и закрывании они с силой ударяются о кузов, что может привести к повреждениям, и т.д. Все эти проблемы решаются оснащением крышки багажника, капота и двери задка специальным устройством — амортизатором или газовым упором. На ГУ возлагается несколько ряд функций:
Упор улучшает эксплуатационные характеристики багажника и моторного отсека, одновременно снижая вероятность травмирования и повреждения деталей автомобиля. Однако ГУ со временем могут терять свои качества или выходить из строя — в этом случае возникает необходимость в их замене. Чтобы произвести правильный ремонт, прежде всего необходимо разобраться в существующих типах газовых упоров, их устройстве и особенностях эксплуатации. Типы, устройство и особенности ГУ багажникаСуществует два основных типа ГУ крышки багажника, отличающихся устройством:
Конструктивно наиболее просты пневматические амортизаторы. Основу изделия составляет полый металлический цилиндр (корпус), внутри которого находится поршень, соединенный с выходящим наружу штоком. В торцевой части цилиндра в месте выхода штока установлен уплотнительный узел (сальник), благодаря которому достигается герметичность корпуса, также сальник отвечает за смазку штока (иногда здесь может располагаться небольшая емкость с маслом, из которой смазочный материал постепенно поступает в сальниковый узел). Корпус заполнен воздухом или азотом (чаще всего) под давлением в несколько атмосфер, именно газ обеспечивает работу амортизатора и его демпфирующие свойства. Газ находится с обеих сторон поршня, его перетекание из одной полости в другую (из надпоршневого пространства в подпоршневое и обратно) обеспечивается установкой в поршне перепускных клапанов либо расположением перепускных каналов в стенках корпуса. Упоры гидропневматического типа обладают аналогичной конструкцией, но в их корпус добавляется небольшой объем масла. Это масло слоем в несколько сантиметров располагается со стороны выхода штока из корпуса, его функция сводится только к демпфированию ударов при достижении крышкой багажника, капотом или дверью задка крайней позиции. В остальном данный тип ГУ не отличается от обычного. Газовые упоры монтируются на автомобиль с помощью крепежных элементов, расположенных на торце корпуса и конце штока. В качестве таких элементов могут использоваться проушины, уголки с резьбовыми штоками, шарнирные кронштейны, шаровые опоры и другие элементы, обеспечивающие отклонение амортизатора в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Принцип работы амортизаторов крышки багажникаВ общем случае функционирование газовых упоров обоих типов основано на едином принципе — использовании упругости газа для создания усилия открывания крышки. Когда крышка багажника, капот или дверь задка закрыта, основной объем газа заперт под поршнем, что в несколько раз повышает его давление. При открывании багажника или капота создаваемое газом усилие превышает вес этой детали, в результате чего происходит подъем крышки, капота или двери задка. При приближении крышки или капота к верхней течке происходит демпфирование (амортизация) удара, механизм амортизации у пневматических и гидропневматических ГУ не одинаков. В упорах пневматического типа используется динамическое демпфирование за счет перетекающего газа. При открытии крышки багажника или капота давление газа в амортизаторе по разные стороны от поршня неодинаково: со стороны штока значительно меньше, чем с глухой стороны, за счет этой разницы давлений и создается необходимое усилие. При движении поршня происходит срабатывание перепускных клапанов или перекрытие перепускных каналов в корпусе амортизатора — в результате газ из полости с высоким давлением начинает перетекать в полость с низким давлением. За счет растущего встречного давления поршень постепенно тормозится. При дальнейшем движении поршня клапаны или каналы вновь закрываются, и поршень ударяется в газовую ?подушку?, образовавшуюся со стороны выхода штока — благодаря этому обеспечивается демпфирование удара. Когда крышка багажника, дверь задка или капот закрывается, все описанные процессы протекают в обратной последовательности, чем опять же обеспечивается безударная остановка поршня. Однако при обратном движении под поршнем запасается больше газа, что необходимо для последующего автоматического открывания капота, багажника или двери. Пневматические амортизаторы вследствие своей конструкции плавно снижают скорость подъема/опускания крышки багажника, двери задка или капота почти на всем участке движения. В упорах гидропневматического типа применяется гидравлическое демпфирование за счет контакта поршня с маслом. Основные процессы здесь протекают так же, как и в пневматических ГУ, отличие появляется лишь на финальном участке хода поршня: он погружается в масляный слой, расположенный со стороны выхода штока, чем обеспечивается амортизация удара. При обратном движении (закрытии багажника) удар либо не демпфируется, либо гасится за счет воздушной подушки. Гидропневматические амортизаторы из-за описанной особенности обеспечивают подъем/опускание крышки багажника плавно в течение всего хода поршня, и лишь в самом конце резко снижает скорость. Вопросы выбора, замены и ТО амортизатора крышки багажникаПрименяемые на современных автомобилях газовые упоры имеют несложную конструкцию, вследствие чего отличаются надежностью и длительным ресурсом, уверенно работая в широком диапазоне температур и климатических условий. Эти устройства не требуют специального технического обслуживания, достаточно лишь обращать внимание на их работу и периодически осматривать. Если амортизатор перестал выполнять свои функции, имеет повреждения и деформации, его необходимо заменить в сборе. На замену рекомендуется выбирать те упоры, что подходят для данного автомобиля по своим размерам, типу крепежа и характеристикам. Если на ТС используется два амортизатора, то лучше менять их в паре. Замену пневматических упоров на гидропневматические и наоборот выполнять не рекомендуется — в этом случае изменяется характер движения крышки багажника, двери задка или капота, что приводит к изменению ударных нагрузок на эти детали и сопряженные кузовные элементы. Такая замена может привести к повышенному износу компонентов и поломкам. Производить замену газовых упоров следует в соответствии с инструкцией по ремонту данного конкретного ТС. При этом обязательно следует учитывать, что упоры различных типов нормально работают только при определенной ориентации в пространстве:
Газовые упоры прослужат дольше, если придерживаться простых правил их эксплуатации. Так, в холодное время года нужно эксплуатировать ГУ в щадящем режиме — поднимать крышку багажника или дверь задка плавно, избегая рывков. В сильные морозы лучше оказать крышке помощь в подъеме, приложив небольшое усилие с помощью рук. Также не рекомендуется резко доводить крышку багажника, капот или дверь задка до крайней точки — в этом случае в ГУ резко возрастает давление, что может привести к поломкам. При верном выборе и замене газового упора, а также при грамотной эксплуатации автомобиля эта деталь прослужит долго, обеспечивая комфорт и безопасность использования багажника. |