Статьи

Главная » Статьи » Маслонасос двигателей Hyundai HD65, 72, 78, County: главный по смазке "корейцев"

Маслонасос двигателей Hyundai HD65, 72, 78, County: главный по смазке "корейцев"

В среднетоннажных автомобилях Hyundai серий HD 65, 72 и 78, а также в автобусах County используются четырехцилиндровые дизели с классической системой смазки на основе шестеренчатых и лопастных насосов. О насосах этих силовых агрегатов, их типах и конструкции, а также о ТО и ремонте читайте в статье.


Двигатели и их смазочные системы среднетоннажников и автобусов Hyundai

Южнокорейские автомобили Hyundai HD65, 72 и 78, а также городские автобусы County (и построенные на их базе автобусы украинского производства "Богдан") комплектуются дизельными 4-х цилиндровыми рядными силовыми агрегатами моделей D4AF, D4AL, D4DA, D4DB, D4DC, D4DD и D4GA. Первые шесть силовых агрегатов используются компанией Hyundai уже довольно давно, а мотор D4GA — это относительно новая разработка, автомобили с данными двигателем лишь недавно стали поступать в нашу страну.

Во всех указанных дизелях используются комбинированные системы смазки с принудительным нагнетанием масла в нагруженные части и с разбрызгиванием на менее нагруженные детали. Для нагнетания масла применяются специальные масляные насосы нескольких видов, о чем подробно рассказано ниже.

Системы смазки силовых агрегатов указанных моделей имеют ряд конструктивных отличий:

  • На силовых агрегатах D4AL и D4AF маслонасос крепится у верхнего среза блока цилиндров, а его крышка одновременно является и крышкой корпуса маслофильтра, а также имеет каналы для соединения с маслоохладителем;
  • На остальных силовых агрегатах насос монтируется у нижнего среза блока, при этом система смазки имеет маслоохладитель, объединенный в одном корпусе с масляным фильтром;
  • На дизелях D4AF и D4AL смазка пальца поршня и охлаждение его внутренней части используется масло, которое подается через полости в шатуне и разбрызгивается без специальных устройств;
  • На остальных силовых агрегатах для разбрызгивания масла внутри поршней предусмотрены специальные форсунки.

Также двигатели различных модификаций и годов выпуска отличаются сменными деталями — фильтрами. В остальном же смазочные системы рассматриваемых дизелей конструктивно и принципиально одинаковы, и отличаются только эксплуатационными характеристиками.


Типы и конструктивные особенности маслонасосов Hyundai

В дизельных двигателях автомобилей HD65, 72 и 78, и автобусов County находят применение масляные насосы двух типов, имеющих три конструктивных исполнения:

  • В D4AF и D4AL — шестеренчатые насосы с внешним зацеплением шестерен, с горизонтальным расположением шестерен, с приводом непосредственно от распределительного вала. Крышка насоса выполнена заодно с крышкой маслофильтра;
  • В двигателях D4DA, D4DB, D4DC и D4DD — шестеренчатые насосы с внешним зацеплением шестерен, с диагональным расположением шестерен, приводится во вращение от шестерни на коленчатом валу. Насос соединяется с поддоном, маслоохладителем и фильтром посредством специально предусмотренных каналов (также используются и жесткие трубопроводы);
  • В двигателе D4GA — роторный насос (или шестеренчатый, с внутренним зацеплением шестерен). Насос устанавливается у нижнего среза блока, имеет привод от коленвала. В остальном похож на насосы от предыдущих моторов.

Независимо от типа, все насосы рассматриваемых дизелей изготовлены в виде самостоятельного съемного узла, который крепится на внешней части двигателя (у верхнего или нижнего среза блока в зависимости от конструкции). Такое решение упрощает конструкцию блока и масляного поддона, а главное ° делает более простым проведение работ по ТО и ремонту данного узла.

Также во всех насосах предусмотрен простейший редукционный клапан, выполненный в виде плунжера на пружине, установленного в специальном канале. При нормальном давлении плунжер закрывает выпускное отверстие, но стоит давлению масла увеличиться, как плунжер преодолевает усилие пружины, опускается и открывает выпускное отверстие ° излишек масла возвращается в поддон. Так обеспечивается защита от неконтролируемого роста давления масла в системе.

Насосы имеют ряд конструктивных особенностей. Оба типа шестеренчатых насосов состоят из литого корпуса (из легкого алюминиевого сплава), в котором монтируются две удлиненных шестерни. Ведущая шестерня выполнена заодно с валом, имеющим зубчатое соединение с распредвалом или коленвалом. Насос закрывается и герметизируется крышкой, в которой предусмотрены отдельные впускной (всасывающий) и выпускной (нагнетательный) каналы, а также каналы для соединения с масляным фильтром и маслоохладителем.

Насосы силовых агрегатов моделей D4AF и D4AL крепятся на двигатель таким образом, что их крышка оказывается снаружи, что дает возможность монтировать на ней фильтр. Насосы моторов D4DA, D4DB, D4DC и D4DD монтируются иначе ° крышкой в сторону блока, поэтому соединение с фильтром и охладителем масла осуществляется с помощью дополнительных трубопроводов.

Насос нового силового агрегата D4GA имеет похожее устройство, однако в его корпусе расположено два соосных ротора (шестерни): внутренний (ведущий) и внешний (ведомый). Ведущая шестерня насажена на вал, имеющий зубчатое соединение с коленвалом. Как и в предыдущих конструкциях, в крышке данного насоса выполнены каналы для подвода-отвода масла и для соединения с фильтром и маслоохладителем. Монтируется насос непосредственно на блок двигателя, причем для этого специально предусмотрено два кронштейна.


Вопросы ТО и ремонта масляных насосов грузовиков Hyundai

Рассмотренные здесь насосы Hyundai долговечны, надежны и неприхотливы, поэтому они могут работать на протяжении многих лет без какого-либо вмешательства со стороны владельца авто. Главное ° использовать рекомендованные производителем двигателя смазочные материалы и своевременно (каждые ТО-2) производить замену масла с фильтром.

Однако в процесс эксплуатации мотора детали насоса постепенно изнашиваются, особенно страдают от этого крышка (непосредственно контактирующая с торцами шестерен), корпус маслонасоса в месте установки приводного вала и, конечно же, сами шестерни. Причем кромки зубцов шестерен не только изнашиваются ° они также могут частично разрушаться, на них возникает наклеп и т.д. Все это ухудшает работу насоса и функционирование системы смазки ° в ней падает давление, а на трущиеся детали поступает меньше масла.

Поэтому при падении показаний индикатора давления масла, а, тем более, при срабатывании индикатора неисправности двигателя (Check Engine) стоит обязательно проверить состояние и функционирование насоса. Для этого насос снимается, разбирается и подвергается дефектовке. Рабочие характеристики насоса и допустимый износ его деталей обычно указаны в инструкции по эксплуатации. Для проверки износа используются щупы.

Обычно при износе деталей насоса этот узел заменяется полностью, так как ремонт с заменой только крышки или шестерен может иметь непродолжительный эффект. При этом новый насос должен быть такой же модели, как и установленный ранее, в противном случае он не обеспечит правильной работы системы смазки.

При использовании рекомендованных масел и регулярном проведении ТО двигателя масляный насос будет работать долго и надежно, обеспечивая качественную работу всего силового агрегата.



Назад
Яндекс.Метрика