Статьи

Главная » Статьи » Насос гидроусилителя ГАЗ-3302 Бизнес: надежное и простое рулевое управление

Насос гидроусилителя ГАЗ-3302 Бизнес: надежное и простое рулевое управление

Гидроусилитель уже давно стал штатной системой всех автомобилей "ГАЗель", он значительно облегчает управление и делает грузовик более комфортным. "Сердцем" ГУР является специальный насос — об этом агрегате, его назначении, существующих типах и конструктивных особенностях рассказано в данной статье.


Устройство и особенности рулевого управления "ГАЗелей"

Автомобили "ГАЗель" стали продолжением концепции "полуторок", которая на протяжении более восьми десятилетий доказывает свою жизнеспособность. Однако современные ГАЗ-3302 технически далеко ушли от знаменитых ГАЗ-АА, и эти изменения коснулись даже таких "мелочей", как рулевое управление. Актуальные модели газовских грузовиков уже сложно представить без гидроусилителя и современных рулевых механизмов, которые делают работу водителя более комфортной и простой.

Все модели грузовиков семейства "ГАЗель-Бизнес" (ГАЗ-3302, 3221 и 2705, выпускаемые с 2010 года) имеют принципиально одинаковое рулевое управление. Оно построено на следующих узлах и агрегатах:

  • Рулевая колонка (располагается в кабине автомобиля), несущая на себе рулевое колесо и ряд органов управления (сигналами поворота, стеклоочистителями и стеклоомывателями и т.д.);
  • Рулевой карданчик — обеспечивает передачу усилия от руля на рулевой механизм;
  • Рулевой механизм — во всех "ГАЗелях" применяется наиболее современный и эффективный механизм типа винт-гайка с циркулирующими шариками, который одновременно выполняет функции ГУР (гайка выполнена в виде поршня, который под действием давления масла увеличивает рулевое усилие, обеспечивая поворот зубчатого сектора и соединенной с ним сошки);
  • Рулевой привод — система рулевых тяг, образующих рулевую трапецию, и обеспечивающих правильный поворот управляемых колес;
  • Насос ГУР — "сердце" гидроусилителя, он обеспечивает требуемое давление масла в системе для нормальной работы усилителя;
  • Бачок для рабочей жидкости;
  • Трубопроводы для подачи масла от насоса к ГУР и обратно, а также для подачи масла от бачка к насосу.

Детали рулевого управления располагаются под кабиной и в моторном отсеке. Так, рулевой механизм монтируется на левом лонжероне рамы, поэтому сошка и продольная тяга находятся тоже с левой стороны от этого лонжерона. Бачок для рабочей жидкости устанавливается в моторном отсеке максимально близко от рулевого механизма. Насос ГУР монтируется непосредственно на силовой агрегат, слева по ходу движения. А поперечная рулевая тяга устанавливается за передней осью, она соединена с рычагами на поворотных кулаках посредством шаровых шарниров.

Важную роль в системе играет насос, о котором следует рассказать подробнее.


Конструкция и принцип работы насосов ГУР ГАЗ-3302

Во всех автомобилях модельного ряда "ГАЗель-Бизнес" находит применение только один тип насосов ГУР — роторный (или шиберный), двукратного действия. Несмотря на большое число моделей, все эти насосы имеют принципиально одинаковое устройство и принцип работы.

Основу данного насоса составляет нагнетательная секция, которая состоит из ротора, статора (который одновременно выполняет функции корпуса насоса) и распределительной пластины с впускными и выпускными окнами. Эти детали собраны в "пирог" и стянуты четырьмя болтами, за счет чего достигается герметичность и жесткость всей конструкции.

Статор представляет собой массивную деталь с полостью овальной формы, в которую вставлен ротор. Ротор ? это стальной диск с расположенными по окружности радиальными пазами, в которые с небольшим трением вставлены металлические пластины-лопасти (или шиберы). Размеры ротора и узкой части полости статора примерно одинаковы, поэтому с двух сторон от ротора образуются замкнутые серповидные полости. Ротор и статор сверху закрыты распределительной пластиной, в которой выполнено четыре окна особой формы, они расположены над сужающимися частями серповидных полостей. Окна распределительной пластины соединены со всасывающими (впускными) и нагнетательными (выпускными) патрубками насоса, которые шлангами соединены с агрегатами ГУР.

Ротор жестко насажен на приводной вал, на нескольких (количество зависит от конкретной модели насоса) подшипниках установлен в корпусе и с противоположной стороны соединен со шкивом. Шкив ремнем соединен со шкивом на коленвалу двигателя, от которого (вместе с генератором и водяной помпой) приводится во вращение.

Работает данный тип насоса несложно, он основан на известных физических принципах. При вращении ротора его пластины под воздействием центробежных сил стремятся покинуть свои пазы, но удерживаются стенками статора — так образуется целый ряд замкнутых полостей. Причем полости эти имеют переменный объем, так как при прохождении эллипса в статоре пластины сначала выходят из своих пазов, а затем возвращаются. В начале серповидной полости шиберы постепенно выходят из пазов и образуют расширяющуюся полость. В этой полости образуется разрежение, которое "засасывает" масло из впускного окна. При прохождении впускного окна полость замыкается и в это же время начинает уменьшаться в объеме (так как шиберы ротора проходят по сужающейся части серповидной полости), за счет чего в ней многократно повышается давление. В определенный момент полость с маслом подходит к нагнетательному окну, и за счет высокого давления жидкость через окно нагнетается в выпускной патрубок и далее к рулевому механизму.

В современных шиберных насосах серповидных полости две, описанные процессы происходят в них одновременно, и за один оборот каждая полость между пластинами дважды участвует во всасывании и нагнетания масла. Именно поэтому данные агрегаты называются насосами двукратного действия.


Типы насосов ГУР, их применимость и особенности

В настоящее время существует большое разнообразие насосов гидроусилителей для "ГАЗелей", которые имеют свои конструктивные особенности. В частности, все насосы делятся на две больших группы по типу привода:

  • С классическим клиновидным ремнем;
  • С многоручейковым (поликлиновым) ремнем.

Также насосы могут отличаться размерами шкивов, своими характеристиками и т.д.

Что касается моделей насосов и их применимости, то здесь сегодня наблюдается большое разнообразие:

  • Для моторов производства УМЗ и ЗМЗ (бензиновых);
  • Для моторов модельного ряда ГАЗ-560 (это отечественное название австрийского дизеля Steyr М1);
  • Для дизельных моторов Andoria (Польша);
  • Для моторов Cummins ISF 2.8 (дизели американского производства).

Причем на этих силовых агрегатах применяются насосы ГУР различных моделей и производства. Так, для дизельных Cummins предназначены только насосы этого же производителя, а для остальных двигателей подходят насосы зарубежного производства ZF (Германия) и БАГУ ("Автогидроусилитель", Борисов, Беларусь).

Важно отметить, что насосы ГУР могут использоваться только с определенными модификациями двигателей. Отличие этих моторов от базовых модификаций минимальное — только наличие специального кронштейна для насоса и использование специального ремня для привода. В остальном же эти моторы идентичны базовым модификациям.

Так как на автомобилях "ГАЗель-Бизнес" и родственных "Соболях" применяются одинаковые силовые агрегаты, то и многие насосы ГУР подходят для применения в обоих автомобилях. Это относится и к ряду других деталей рулевого управления и гидроусилителя.


Вопросы ТО и ремонта насосов ГУР

Насос ГУР сам по себе не требует специального технического обслуживания, однако ТО обязательно проводится в рулевом управлении. Так, с той или иной периодичностью (зависит от условий эксплуатации авто) нужно проверять уровень рабочей жидкости в бачке и при необходимости пополнять его. Также при обслуживании проводится регулировка натяжения ремня привода насоса — это делается простым перемещением насоса на кронштейне при ослабленных болтах. Наконец, насос необходимо подвергать внешнему осмотру для своевременного обнаружения утечек и повреждений.

С течением времени детали насоса изнашиваются, что приводит к ухудшению работы всего гидроусилителя — повышается сопротивляемость руля повороту, возникают различные свисты и посторонние стуки, и т.д. Обычно это связано с износом сальника, вала, пластин ротора, разрушением подшипников, износом распределительной пластины и т.д. Обычно насос не ремонтируется, а заменяется в сборе — это требует меньших затрат и обеспечивает лучший результат, чем ремонт вышедшего из строя агрегата.

Наконец, следует соблюдать рекомендации по эксплуатации гидроусилителя. Здесь нет ничего сложного, главное — долго не держать руль в крайних положениях, так как это может вывести ГУР из строя. При выполнении рекомендаций, своевременном обслуживании и использовании качественных расходных материалов (в первую очередь — рекомендованного производителем масла) гидроусилитель "ГАЗель-Бизнес" будет работать долго и стабильно, обеспечивая простое управление грузовиком.



Назад
Яндекс.Метрика