Новости
Статьи
|
Генераторы дизельных автомобилей ГАЗАвтомобили производства Горьковского автомобильного завода выпускаются с бензиновыми и дизельными двигателями. Но их электрические системы практически не отличаются в виду некоторых особенностей силовых агрегатов. Всего выделяют 2 главных отличия в этих системах: грузовики с бензиновыми двигателями имеют электрическую систему зажигания, а второе отличие состоит в применении разных по техническим особенностям электрогенераторов. Использование различных генераторов на автомобилях ГАЗ с бензиновыми и дизельными двигателями является необходимостью, так как эти установки имеют разные характеристики. Ни для кого не секрет, что бензиновые установки эксплуатируются на больших оборотах, чем дизельные. И если применять для обеих установок идентичные генераторы, то напряжение в сети в бензиновом двигателе будет больше. Поэтому для дизельных моторов изобретена другая модель генераторов, которая:
Сегодня на ГАЗе производят единственный грузовик с дизельным двигателем — это ГАЗ-3309. Ранее производились и другие модели, это ГАЗ-3306 и ГАЗ-4301. Это дизельные машины, в которых используются идентичные генераторы. Типы электрогенераторов автомобилей ГАЗМашины этих марок применяют генераторы переменного тока с трема фазами. Они имеют стандартное напряжение 28 вольт и силу тока 35-90 ампер. Хотя напряжение в генераторах 28 вольт, в бортовой сети оно практически не бывает больше 26 вольт. Это связано с тем, что небольшая доля напряжения уходит на обеспечение работы обмотки возбуждения. Это приводит к тому, что в среднем показатель номинального напряжения пребывает в пределах 24-26 вольт. Но это не является столь существенным минусом генераторов ГАЗ. Сегодня в дизельных автомобилях ГАЗ используется несколько серий генераторов, которые имеют разные особенности:
Это основные версии генераторов, но существует еще множество их модификаций. Главное их отличие состоит в типе используемого регулятора напряжения и выпрямительного блока. Кроме того, в разных генераторах бывают шкивы разных размеров. Огромной популярностью среди генераторов для автомобилей ГАЗ пользуется продукция Завода имени Тарасова — ЗиТ. Так, на Горьковском заводе автомобиль ГАЗ-3309 оборудуется генератором 51.3701-01. Но в большинстве случаев для одной и той же модели подходят несколько типов генераторов. При этом необходимо правильно подобрать диметр шкива и силу тока, чтобы они подходили под рабочий агрегат. Техническое устройство генераторов ГАЗУстройство таких генераторов сравнительно несложное. Главное звено каждого генератора — это пара "ротор-статор", которые находятся в корпусе формы цилиндра. В статоре находится сердечник, состоящий с небольших пластинок. Между такими пластинками делается обмотка, которая и образовывает ток трех фаз. Когда генератор автомобиля находится в рабочем состоянии, статор не двигается. Он размещается внутри самого генератора, а его обмотки соединяются с предусмотренными клеммами. А вот ротор имеет в своем составе две основные части. Это сердечники с шестью специальными полюсами, имеющими небольшие выступы — "клювы". Данные элементы размещаются на одном валу выступами друг к другу. Это позволяет создать некую полость, в которой размещается очередной сердечник с обмоткой возбуждения, имеющей доступ к коллекторному узлу. В состав последнего входит несколько контактных колец и щеток. Последние обеспечивают контакт между кольцами, когда вал приводится в движение. С помощью выпрямительного блока осуществляется преобразование переменного в постоянный ток. В нем имеются диоды, которые выдерживают большое напряжение. Также, такой блок является реле обратного напряжения, которое не позволяет проходить току, когда мотор автомобиля отключен. Он необходим и при запуске мотора, когда ощущается разница между напряжениями. Также, в новых версиях генераторов автомобилей ГАЗ имеется регулятор напряжения. С его помощью происходит регуляция напряжения на выходе генератора, когда мотор функционирует в разных режимах. Эксплуатация генераторовО нормальном техническом состоянии генератора водителя оповещает специальная лампа на панели приборов. Если мотор выходит на свои нормальные обороты, то данная лампа тухнет. О необходимом уровне тока сигнализирует стрелка вольтметра и амперметра. Первая должна быть на зеленой отметке, вторая должна постепенно опускаться вниз к нулю. Это говорит и о приобретении аккумулятором машины полного заряда. В эксплуатации генераторов дизелей ГАЗ есть некоторая особенность. Она состоит в ручной регулировке напряжения по сезонам. Для этого на крышке генератора есть специальный винт. Если температура внешней среды плюсовая, то такой винт нужно вывернуть до упора, а если минусовая — ввернуть. На заводских генераторах они вывернуты. Также, нельзя отключать провода от обозначения "+", когда запускается мотор. Это чревато заменой выпрямительного блока. Чтобы электрооборудование ГАЗель и генераторы работали как можно дольше, нужно проводить несложное обслуживание. Это касается проверки надежности крепления всех элементов. Если есть необходимые навыки, то советуется снять и разобрать генератор, продуть все каналы, проверить состояние пружин, подшипников и других деталей. В случае обнаружения сильного износа, такие детали нужно заменить. Наиболее частая причина неисправностей генератора — поломка регулятора напряжения. Как правило, владельцы ГАЗов покупают новые, так как стоимость их низкая. Выпрямительный блок тоже довольно часто ломается. Случаются неисправности, которые касаются замыкания обмоток. В таком случае починить генератор практически невозможно — лучше сразу купить новый. |