Статьи

Главная » Статьи » Трансмиссия МАЗ-MAN: немецкая надежность минских грузовиков

Трансмиссия МАЗ-MAN: немецкая надежность минских грузовиков

С 1998 года в Минске производятся грузовики МАЗ-МАН, вобравшиеся в себя лучшее от белорусского и немецкого автопроизводителей. Эти машины имеют ряд особенностей трансмиссии — об особенностях, а также о конструкции, работе и обслуживании ведущих мостов и карданных передач МАЗ-МАН читайте в статье.


Общий взгляд на трансмиссию МАЗ-MAN

В 1998 году с конвейера нового совместного предприятия МАЗ-МАН сошел первый грузовик, в котором широко использовались немецкие узлы и агрегаты. За прошедшие годы предприятие освоило большое количество моделей автомобилей, при этом возросло их качество и улучшились многие характеристики. Сегодня МАЗ-МАН — это ряд моделей седельных тягачей, шасси и самосвалов с колесной формулой 4×2, 6×2, 6×4 и 6×6, среди которых можно найти грузовики для решения самых разных задач.

В массе своей МАЗ-МАН — это модифицированные МАЗы (в том числе и разработки 80-х годов типа МАЗ-5432), в которых ряд узлов заменены на аналогичные узлы и агрегаты немецкого производства, либо на узлы, «подогнанные» под европейские стандарты. В частности, используются двигатели MAN, коробки передач ZF, мосты MAN, зарубежная электроника, карданные валы европейских типоразмеров (производства Гродно), сцепление Valeo или Sachs (F&S) и т.д.

Если конкретно говорить о трансмиссии, то она в грузовиках вполне традиционна. Эта система включает в себя сухое однодисковое диафрагменное сцепление с гидравлическим управлением и пневматической поддержкой, 9-ти или 16-ступенчатую коробку передач ZF с ручным управлением, раздаточную коробку (в моделях 6×6), карданные передачи и ведущие мосты с бортовыми редукторами и блокируемыми дифференциалами. В автомобилях 6×4 и 6×6 передача крутящего момента на задний мост осуществляется от среднего с помощью короткого карданного вала.

Серьезные отличия от традиционных МАЗовских агрегатов имеют ведущие мосты и карданные передачи МАЗ-МАН, о которых следует отдельно сказать пару слов.


Типы, конструкция и характеристики ведущих мостов МАЗ-MAN

На автомобилях МАЗ-МАН в разное время применялось два типа ведущих мостов:

  • Мосты МАЗ, модернизированные с применением технических решений MAN — с планетарными бортовыми редукторами, измененными передаточными числами, фланцами для подключения карданной передачи еврообразца и т.д.;
  • Мосты производства MAN.

Оба типа мостов имеют принципиально одинаковую конструкцию, а их отличия заключаются в используемых материалах и некоторых отдельных узлах. Основу моста составляет редуктор, состоящий из главной передачи на конических шестернях и дифференциала, расположенного в корпусе внутри ведомой шестерни ГП. Дифференциал состоит из четырех сателлитов на крестовине и двух полуосевых шестерен, дифференциал блокируемый. В мосту имеются бортовые планетарные редукторы, построенные на цилиндрических шестернях, корпусом редуктора выступает водило, которое также служит для установки колеса. Связь между дифференциалом и бортовыми редукторами — с помощью полуосей.

Основой моста выступает картер, в центральной его части устанавливается редуктор, который закрывается крышкой. В редукторе среднего моста также предусмотрен межосевой дифференциал, который распределяет поток крутящего момента на средний и задний мосты. Здесь же расположен механизм блокировки межосевого дифференциала (он управляется с приборной панели).

Ключевое отличие мостов MAN и модернизированных мостов МАЗ от обычных МАЗовских — бортовая передача на основе пяти сателлитов, она по характеристикам и надежности лучше, чем традиционная передача на четырех сателлитах. Также на новых мостах используются МАНовские сальники и специальный крепеж «Бёльхофф», который многократно повышает качество сборки.

Важно отметить, что мосты МАЗ и MAN отличаются крепежом и просто так заменить их невозможно. Поэтому в грузовиках МАЗ-МАН используются специально разработанная рама и детали подвески, адаптированные под новые мосты.


Конструкция и особенности карданных передач МАЗ-MAN

Карданные валы в автомобилях МАЗ-МАН имеют две конструктивных особенности:

  • Усиленная конструкция;
  • Соединительные фланцы европейского типоразмера с креплением на четыре болта и торцевыми шлицами.

Усиление конструкции достигнуто использованием увеличенных по размеру вилок и труб, а также применением более качественных деталей. Однако по конструкции эти валы мало чем отличаются от обычных МАЗовских. Основу вала составляет труба, с одной ее стороны приварена вилка, а с другой имеется шлицевая втулка, в которую входит скользящая вилка (для предотвращения утечки смазочного материала здесь имеется уплотнение). Крестовины устанавливаются в вилку через игольчатые подшипники, которые крепятся стопорными кольцами (а не крышками, как в простых карданных валах).

При установке карданного вала его фланцы четырьмя болтами (увеличенного диаметра) приворачиваются к ответным фланцам на КПП и мостах. Причем контактируют фланцы только четырьмя «пятками» с шлицем — это обеспечивает надежный контакт и предотвращает возможность проворачивания и среза болтов при чрезмерной нагрузке.

На МАЗ-МАН используется два или три карданных вала в зависимости от колесной формулы. При этом все валы — одиночные, без промежуточных опор. Передний вал имеет увеличенную длину и устанавливается между КПП и средним мостом без промежуточной опоры, задний вал — короткий, он ставится между средним и задним мостами. В моделях с передним ведущим мостом применяется раздаточная коробка, которая связана с КП отдельным коротким валом.

В настоящее время карданные валы МАЗ-МАН производятся в Гродно, непосредственно на заводе они балансируются и при установке на авто не требуют дополнительных регулировок.


Вопросы ТО и ремонта трансмиссии МАЗ-MAN

Техническое обслуживание и ремонт деталей трансмиссии грузовиков МАЗ-МАН должны выполняться по рекомендациям, прописанным в соответствующих инструкциях. Однако здесь следует сказать о некоторых особенностях ТО и ремонта карданных валов.

В настоящее время чаще всего применяются необслуживаемые карданные валы, которые в течение всего периода эксплуатации не требуют добавления смазочного материала, регулировок и ремонта. При появлении люфта вал меняется в сборе, так как это вызвано износом шлицевых площадок, а данная неисправность неустранима. Обычно к моменту износа шлица вырабатывается ресурс и остальных деталей, так что вал следует менять в сборе.

Если на автомобиле установлены обслуживаемые карданные валы, то периодически их следует снимать, разбирать, промывать, смазывать и менять уплотнительные элементы. Подача смазки к подшипникам крестовины осуществляется через пресс-масленку без разборки всего узла. В случае ремонта такой карданный вал необходимо заново балансировать, и только после этого ставить на автомобиль.

При регулярном обслуживании и своевременной замены деталей трансмиссия автомобиля МАЗ-МАН будет работать надежно, позволяя решать самые сложные задачи.



Назад
Яндекс.Метрика