Статьи

Главная » Статьи » Наконечник МАЗ цилиндра силового: надежная связь ГУР и рулевого привода

Наконечник МАЗ цилиндра силового: надежная связь ГУР и рулевого привода

В грузовиках МАЗ используется гидроусилитель руля с силовым цилиндром, усилие от которого передается на рулевой привод через наконечник. О том, что такое наконечник силового цилиндра ГУР, зачем он нужен, какую роль играет в рулевом управлении, а также о его обслуживании и ремонте читайте в этой статье.


Назначение и роль силового цилиндра в системе ГУР автомобилей МАЗ

Во всех грузовых автомобилях МАЗ начиная уже с первых моделей 500-й серии, в составе рулевого управления присутствует гидроусилитель. Причем изначально использовалась система ГУР, в которой силовой гидроцилиндр является отдельной деталью, а распределитель (управляющий работой цилиндра в зависимости от усилия на рулевом колесе) интегрирован в рулевой механизм. ГУР данного типа успешно применялся на моделях МАЗ-500, 500А, 503, 504, 509 и других, затем он перешел и на грузовики следующих поколений — МАЗ-5335, 5336, 5337, 5432, 5434, 5516, 5551, 6303 и их многочисленные модификации, а также на новые МАЗ-4370 «Зубренок».

В этих автомобилях ГУР состоит из небольшого числа компонентов: насоса с клапаном давления и расхода масла, масляного бачка, распределителя, силового гидравлического цилиндра и системы трубопроводов. Силовой цилиндр корпусом (с помощью проушины, в которую вставлен специальный шарнирный подшипник скольжения) монтируется на левый лонжерон рамы, а штоком через наконечник соединяется с продольной рулевой тягой, которая также соединена и с сошкой рулевого механизма. Насос располагается непосредственно на двигателе, рулевой механизм также крепится на левом лонжероне рамы.

Гидравлический цилиндр выполняет важную функцию — он является силовым элементом ГУР, который осуществляет поворачивание управляемых колес при повороте рулевого колеса. Он фактически входит в систему рулевого привода, так как усилие от штока через продольную рулевую тягу передается на рулевую трапецию и поворотные кулаки колес.

Важную роль в работе ГУР помимо самого цилиндра играет и менее заметная деталь — наконечник, о котором нужно рассказать подробнее.


Назначение и конструкция наконечника силового цилиндра

Наконечник силового цилиндра выполняет несколько ключевых функций:

  • Выступает в качестве одной из деталей шарнирного соединения гидроцилиндра ГУР с рулевым приводом;
  • Обеспечивает надежную передачу усилия от штока цилиндра на продольную рулевую тягу;
  • Обеспечивает правильное сочленение штока цилиндра и рулевой тяги, расположенных под углом друг к другу;
  • Частично демпфирует ударные нагрузки и моменты, которые могут передаваться от рулевого привода на цилиндр и в обратном направлении.

Таким образом, наконечник — это не просто соединительная деталь, а важный узел, который обеспечивает нормальную работу гидроцилиндра и всего гидроусилителя.

Конструкция наконечника не слишком сложна. Его основу составляет литой корпус, выполненный в виде стакана — в верхней части он открыт, а в нижней имеется дно с отверстием под установку пальца. В корпус вставляется шаровой палец, его правильное положение обеспечивается двумя кольцевыми сухарями, которые обжимают и центрируют шар. Сверху корпус закрывается пробкой, она удерживается с помощью пояска, который входит в ответную канавку. Между шаром пальца и пробкой находится жесткая маловитковая коническая пружина. К пробке через прокладку тремя винтами приворачивается крышка. Под корпусом на палец надевается жесткий кольцевой ограничитель, который закрывается мягким резиновым уплотнителем (чехлом).

Также в стенке корпуса предусмотрено отверстие, в которую вставлена пресс-масленка, через нее обеспечивается подача смазочного материала к шаровому пальцу. Так как корпус сверху и снизу герметичен, то консистентная смазка может удерживаться внутри продолжительное время (по факту смазки хватает до полной выработки ресурса детали).

Корпус отливается вместе с разрезной втулкой, расположенной под определенным углом. Внутри втулки нарезана резьба, с помощью нее наконечник наворачивается на шток цилиндра. Фиксация наконечника в необходимом положении осуществляется коротким штифтом, пропущенным через шток цилиндра, а также стяжным болтом, пропущенным через специальные проушины на втулке.

На пальце наконечника нарезана резьба, на которую наворачивается корончатая гайка, а также имеется отверстие для шплинта, обеспечивающего фиксацию гайки. Палец плотно (с натягом) вставляется в соответствующее отверстие в рулевой продольной тяге, фиксируется гайкой и шплинтуется. В результате образуется надежное соединение штока цилиндра с рулевой тягой, которое обеспечивает нормальную работу рулевого управления.


Типы и применимость наконечников гидроцилиндра ГУР

В настоящее время выпускается три основных типа наконечников для цилиндров ГУР автомобилей МАЗ:

  • Наконечники типа ЦГ80-280-3405204-11 — для грузовиков модельных рядов МАЗ-5336 (53363, 53366 и других), 5337 (53371), 5432 (54321, 54323), 5434, 5516, 5551, а также 6303 и ряда других;
  • Наконечники типа ЦГ50-280-3405204 — для грузовиков МАЗ «Зубренок» (МАЗ-4370 и его модификаций);
  • Наконечники типа 101-3405204 — для ряда автобусов МАЗ.

Производятся наконечники двумя предприятиями — БААЗ (ОАО «Барановичский автоагрегатный завод», Барановичи, Республика Беларусь) и «Гидромаш» (ОАО «Завод гидравлического машиностроения», ныне ОАО «САЛЕО-Кобрин», Кобрин, Республика Беларусь).


Вопросы обслуживания и ремонта силового цилиндра и сопряженных с ним деталей

Наконечник силового цилиндра — деталь надежная и неприхотливая, она не нуждается в специальном ТО и редко становится причиной поломок рулевого управления. Необходимо лишь периодически проводить визуальную проверку наконечника на предмет наличия механических повреждений, наличия трещин и разрывов в резиновом уплотнителе, а также надежности его крепления к цилиндру и рулевой тяги. При любых повреждениях (трещинах, выломах и разного рода деформациях) наконечник рекомендуется заменять в сборе.

Шаровой палец в наконечнике в процессе эксплуатации проворачивается в сухарях на небольшой угол, поэтому мало подвержен износу и его люфт остается в пределах нормы в течение всего времени эксплуатации. Также наконечник теряет мало смазки, поэтому, как правило, не требует добавки смазочного материала. Но на всякий случай в корпусе имеется масленка, так что при обслуживании наконечников рулевых тяг можно проверять и добавлять смазку и в наконечник силового цилиндра.

Периодически наконечник приходится демонтировать, что обычно связано с ремонтом и заменой силового цилиндра. Для демонтажа наконечника рекомендуется использовать специальный съемник, посредством которого можно выдавить палец наконечника из отверстия в рулевой тяге. Перед съемом необходимо расшплинтовать и выкрутить гайку, удерживающую палец. Для демонтажа наконечника со штока цилиндра необходимо ослабить стяжной болт и выкрутить наконечник. Установка наконечника производится в обратном порядке.

Важно отметить, что без особой на то необходимости производить разборку наконечника не рекомендуется, так как это может привести к его поломке. Наконечник обладает низкой ремонтопригодностью, поэтому при любой неисправности проще (а главное — безопаснее для будущей эксплуатации автомобиля) заменить эту деталь в сборе. При установке нового наконечника, а также и после установки нового цилиндра или рулевой тяги, следует произвести регулировку ГУР и рулевого привода согласно инструкции.



Назад
Яндекс.Метрика