Статьи

Главная » Статьи » "ГАЗель-Бизнес" с силовыми агрегатами Cummins: новая "полуторка" с американским дизелем

"ГАЗель-Бизнес" с силовыми агрегатами Cummins: новая "полуторка" с американским дизелем

С 2010 года в городах и селах работают новые грузовики "ГАЗель-Бизнес", оборудованные американскими дизельными моторами Cummins ISF 2.8. О моделях и особенностях этих автомобилей, а также подробно о дизелях "Камминс", их параметрах, работе и вопросах технического обслуживания читайте в данной статье.

Модели и основные характеристики а/м "ГАЗель" с агрегатами Cummins

Начиная с 2010 года на автозаводе ГАЗ выпускается обновленный модельный ряд малотоннажных грузовиков "ГАЗель", получивших приставку "Бизнес". Машины помимо прочего получили новые силовые агрегаты, в том числе и американские дизельные моторы Cummins ISF 2.8, которые стали заменой ГАЗ-5602 (выпускавшиеся до 2008 года по лицензии фирмы Steyr). Дизельные модификации быстро получили большую популярность и сегодня они в большом количестве сходят с конвейеров.

В настоящее время дизельными агрегатами фирмы "Камминс" комплектуются все основные модификации а/м "ГАЗель-Бизнес", в том числе различные цельнометаллические фургоны ГАЗ-2705, большое разнообразие обслуживающих городские и пригородные маршруты микроавтобусов ГАЗ-3221 и множество модификаций наиболее массового грузовика ГАЗ-3302 (включая шасси с различными надстройками, бортовую платформу, "Фермер" и другие).

По показателям грузоподъемности (до 1660 кг) и полной массы (до 3,5 тонн), максимальной скорости (до 115 км/ч), габаритам, а также по другим основным характеристикам дизельные модификации "ГАЗелей" одинаковы с бензиновыми. Отличия между грузовиками только конструктивные. В частности, на эти грузовики ставятся КПП и ведущие мосты с оптимальными для малооборотистого дизеля передаточными числами, причем сама трансмиссия усилена. Также под дизель изменена выхлопная система (иная конфигурация коллектора и сильфонного компенсатора), рулевое управление (установлен насос ГУР ZF с приводом поликлиновым ремнем) и, наконец, сам моторный отсек.

Модельный ряд и ключевые характеристики двигателей Cummins ISF 2.8

В настоящее время на автомобили "ГАЗель-Бизнес" устанавливается только одна модель двигателя, имеющая индекс s4129T — это модификация дизеля экологического класса "Евро-4", в котором предусмотрен каталитический нейтрализатор. До 2012 года также использовались моторы с индексом s3129T — это дизели экологического класса "Евро-3", которые не имеют нейтрализатора.

В настоящее время модификации Cummins ISF 2.8 s3129T штатно не устанавливаются, они остались на грузовиках выпуска до конца 2012 года. Все новые а/м "ГАЗель-Бизнес" (а с начала 2013 года и совершенно новые "ГАЗель-Next") комплектуются модификациями Cummins ISF 2.8 s4129T. Но несмотря на прекращение выпуска авто с моторами "Евро-3", запчасти для них все еще широко доступны, поэтому владельцы могут легко поддерживать работоспособность своих грузовиков.

Двигатели независимо от модификации имеют объем 2,8 литра и мощность 120 л.с., однако модификация "Евро-3" достигает данной мощности при 3200 об/мин, а модификация "Евро-4" — при 3600 об/мин. Также модификация "Евро-3" имеет максимальный крутящий момент до 297 Н·м, а модификация "Евро-4" — только до 270 Н·м. Таким образом, ранний мотор хоть и менее экологичен, но достигает тех же параметров (и даже лучших) при более щадящих режимах работы и меньшем расходе топлива.

Моторы довольно экономичны, они потребляют в среднем 8,5-10,3 литра топлива на 100 км, что чуть ли ни вдвое ниже расхода бензиновых силовых агрегатов. В этом как раз и заключается одно из ключевых преимуществ американских дизелей — они позволяют сэкономить на содержании машины и использовать ее с максимальной эффективностью.

Как заявляет производитель, Cummins ISF 2.8 имеет ресурс в полмиллиона километров, однако, как показывает практика, при грамотной (и в ряде ситуаций — бережной, без перегрузов) эксплуатации, своевременном проведении ТО и применении рекомендованных запчастей и технических жидкостей мотор может проходить значительно дольше.

Конструкция и особенности дизеля

Cummins ISF 2.8 — это рядный 4-цилиндровый 16-клапанный дизельный двигатель с топливной аппаратурой Common Rail и турбокомпрессором с интеркулером (который обеспечивает предварительное охлаждение нагнетаемого в цилиндры воздуха). Двигатель имеет простую и надежную конструкцию.

Основу силового агрегата составляет чугунный блок цилиндров, в который вставлены тонкостенные фрезерованные гильзы — такая конструкция при всей своей простоте позволяет относительно легко производить замену цилиндров и значительно продлевать ресурс мотора. ГБЦ — литая, в ней устанавливаются клапаны и один распределительный вал.

Газораспределительный механизм состоит из одного распределительного вала и 16 клапанов, которые приводятся коромыслами. Клапаны изготавливаются из жаропрочной стали и дополнительно хромированы, их пружины усилены и обладают повышенным сроком эксплуатации. Интересно отметить, что впускные и выпускные клапаны имеют одинаковые диаметры, но разную высоту, поэтому они не взаимозаменяемы. Клапаны расположены по периметру камеры сгорания ("квадратом"). Привод ГРМ — цепной, через промежуточную шестерню, для обеспечения постоянного натяжения цепи используется гидронатяжитель.

Важно отметить, что камеры сгорания двигателя расположены в его поршнях, а нижняя часть головки (с клапанами) выполняется совершенно плоской. Такое решение значительно упрощает конструкцию ГБЦ и позволяет легко разместить в ней 16 клапанов и одну форсунку (она, кстати говоря, имеет центральное расположение).

Поршни — литые из алюминиевого сплава, с камерой сгорания, они комплектуются тремя кольцами. Поршни через шатуны устанавливаются на коленчатый вал, изготовленный из серого чугуна, коленвал облегченный (что является скорее недостатком, так как его нельзя растачивать), имеет противовесы, он изготовлен заодно с зубчатым колесом датчика положения. Соединение всех деталей (шатунов, поршневых пальцев, коленчатого вала) осуществляется через вкладыши.

Из особенностей мотора также можно выделить наличие отдельной металлической трубки для слива масла из турбокомпрессора (подача масла осуществляется через канал в блоке), привод вентилятора от водяного насоса через вискомуфту и установленный непосредственно на основной радиатор интеркулер.

В целом, силовые агрегаты Cummins ISF 2.8 — это высокая надежность, достигнутая простой конструкцией и использованием традиционных технических решений. Мотор неприхотлив и хорошо работает даже в сложных российских условиях.

Вопросы эксплуатации и ТО дизелей Cummins ISF

Эксплуатация дизеля "Камминс" не имеет каких-то особенностей, однако сам производитель дает несколько рекомендаций:

  • Для успешной эксплуатации мотора в нашем климате рекомендуется устанавливать предпусковой подогреватель;
  • Производить регламентное ТО в рекомендуемые сроки;
  • Периодически обращать внимание на состояние интеркулера, маслосливной трубки турбокомпрессора, вязкостной муфты и воздушного фильтра — это одни из наиболее "проблемных" деталей, которые могут стать причиной поломок мотора;
  • Избегать чрезмерных нагрузок на двигатель, так как это может стать причиной проблем с вкладышами и коленчатым валом, и для ремонта может потребоваться полная замена коленвала;
  • Использовать при обслуживании только рекомендуемые материалы (масло, технические жидкости, запасные части) надлежащего качества.

Порядок ТО силового агрегата четко прописан в соответствующей инструкции, проводить эту работу в первые годы эксплуатации автомобиля (на срок его гарантии) следует только в условиях автосервиса. Однако следует выделить ряд моментов.

Замена масла и масляного фильтра. Операция проводится с периодичностью около 10 тысяч км пробега, допускается использовать масла вязкостью по SAE от 0W-30 до 15W40, выбор зависит от климатических условий эксплуатации авто. Важно отметить, что для разных модификаций дизеля следует применять масла с разным качеством по системе API, так, для моторов "Евро-3" допускаются масла API СН-4/SJ и выше, а для моторов "Евро-4" — масла API CI-4 и выше.

Замена воздушного фильтра. Операция должна производиться с периодичностью 7-15 тысяч км пробега (в зависимости от сезона и условий эксплуатации). В настоящее время производитель рекомендует применять фильтры Big Filter GB-9434M, на рынке можно найти и более дешевые аналоги, однако их использование может стать причиной потери гарантии (актуально для новых "ГАЗелей").

Регулировка зазоров клапанов. Данная операция проводится не реже каждых 150 тысяч км пробега, но это может потребоваться и чаще (о необходимости этого свидетельствует появившийся стук клапанов, повышение расхода топлива и снижение мощности). Для впускных клапанов зазор следует устанавливать 0,25 мм, для выпускных — 0,5 мм.

При регулярном и правильном обслуживании американский дизель легко перенесет все невзгоды отечественной эксплуатации и будет надежно выполнять свои функции.



Назад
Яндекс.Метрика