Новости
Статьи
|
Баллон воздушный МАЗ: источник воздуха для тормозной системыГрузовые автомобили МАЗ оснащаются тормозной системой с пневматическим приводом. Важное место в работе тормозов и безопасности автомобиля играют воздушные баллоны или ресиверы. О том, что такое воздушный баллон, какую роль он играет, как устроен и работает, а также об его ТО и ремонте читайте в статье. Назначение воздушного баллонаВсе современные грузовые автомобили оснащаются многоконтурными тормозными системами с пневматическим приводом. То есть, в данных системах привод исполнительных механизмов осуществляется силой сжатого воздуха — это, как показывает практика, более надежное и в то же время простое в техническом плане решение, чем применение гидравлики. Однако у пневматических систем есть один недостаток — компрессор в силу конструктивных особенностей не может обеспечить постоянство давления в системе, а в случае его остановки тормоза и другие механизмы вовсе перестанут работать. Все эти проблемы решаются введением в систему специальных компонентов — воздушных баллонов или ресиверов. Воздушные баллоны (ресиверы) в составе тормозной системы автомобилей МАЗ выполняют несколько основных функций:
В целом, воздушные баллоны играют важную роль в пневматической системе, обеспечивая безопасность и нормальную работу автомобиля. Типы и конструкция воздушных баллонов МАЗИспользуемые на минских грузовиках ресиверы можно разделить на три вида по объему и назначению:
Конструктивно все воздушные баллоны одинаковы. Основу баллона составляет стальной цилиндрический корпус, к которому с торцов приварены сферические днища. Снаружи баллон обязательно имеет окраску (обычно выкрашены в черный цвет), многие баллоны внутри имеют антикоррозийное покрытие. Однако зачастую ресиверы не имеют специальной защиты от коррозии — с задачей защиты от коррозии справляется то масло, которое неизбежно попадает в систему из компрессора. На ресивере предусмотрено от трех до пяти штуцеров, которые выполняют различные функции:
Малые регенерационные ресиверы имеют только один штуцер на днище. Данный баллон регулярно продувается, поэтому в отдельном штуцере для слива конденсата нет необходимости. Баллоны 20-литрового объема обычно имеют диаметр 220 мм, а их длина может лежать в пределах 594-634 мм (зависит от толщины металла, технологии сварки деталей баллона, также фактический объем может быть чуть меньше или больше заявленных 20 литров). Баллоны 40-литрового объема имеют диаметр 280 мм и длину 710-734 мм. На автомобилях МАЗ применяются воздушные баллоны производства ОАО "МАЗ" и ОАО "ТаИМ" (город Бобруйск, РБ). Также на автомобилях МАЗ может использоваться и продукция ООО "Автотехнология" (Набережные челны) — данные ресиверы выпускаются для КАМАЗов, однако они совместимы с большинством грузовиков отечественного производства. Применение воздушных баллонов в автомобилях МАЗПневматическая система минских грузовиков актуального модельного ряда обычно содержит 5 или 6 воздушных баллонов различного объема. По назначению ресиверы бывают:
Таким образом, двухосные автомобили (включая бортовые 4370, седельные тягачи МАЗ-5432, самосвалы МАЗ-5551 и другие) имеют на своем борту 5 ресиверов, а трехосные (включая самосвалы МАЗ-5516, тягачи МАЗ-6422, МАЗ-6425, армейские автомобили МАЗ-6317 и другие) содержат по 6 ресиверов. Однако на ранних грузовых автомобилях МАЗ 500-й серии (в том числе и на все еще работающих МАЗ-504, МАЗ-509) применялось только по три либо четыре 20-литровых ресивера. Это следует учитывать при ремонте автомобиля и покупке новых баллонов. Ресиверы монтируются непосредственно на раму автомобиля, они крепятся с помощью кронштейнов и хомутов на лонжероны. В некоторых случаях один ресивер может монтироваться в задней части на поперечине рамы (как, например, у тягача МАЗ-5432). Монтаж на раме обеспечивает наибольшую надежность системы, а также позволяет прокладывать трубопроводы непосредственно по лонжеронам и поперечинам рамы. Техническое обслуживание и ремонт баллоновВоздушные баллоны — одни из самых надежных и долговечных деталей в пневматической системе автомобиля МАЗ. Данные компоненты довольно редко выходят из строя и нуждаются в замене только при действительно серьезных повреждениях:
Также ресиверы не нуждаются и в особом техническом обслуживании — достаточно лишь каждый день по завершению рабочей смены сливать конденсат. Для этого необходимо открыть кран слива конденсата, и дождаться удаления воды. При невыполнении данной операции многократно возрастает риск коррозии всех компонентов пневматической системы (что наиболее губительно сказывается на клапанах, кранах управления, приборах контроля и т.д.) и выхода всей системы из строя. Как в ресивере появляется конденсат? Все довольно просто: в компрессоре воздух при сжатии нагревается, а затем практически сразу поступает в ресиверы — здесь происходит расширение воздуха и, согласно законам физики, падение его температуры. В этот момент создаются условия, при которых содержащийся в воздухе водяной пар переходит в жидкую фазу — происходит его конденсация. Так с течением времени в ресивере собирается конденсат, который следует сливать. При техническом обслуживании пневматической системы необходимо проверять ресиверы на предмет наличия утечек воздуха. Если обнаружено нарушение герметичности (вследствие недостаточного уплотнения соединений с трубопроводами, поломки штуцеров, образования трещим и т.д.), ресивер подлежит замене. При регулярном сливе конденсата и регулярном осмотре воздушные баллоны автомобиля МАЗ служат многие годы, обеспечивая надежную работу тормозной системы и других агрегатов. |