Новости
Статьи
|
Механизм переключения передач МАЗ: надежная связь с коробкой передачВ грузовых автомобилях МАЗ коробка передач удалена от кабины, поэтому для управления КПП используется дистанционный привод, в котором важную роль играет механизм переключения передач (или кулиса). Об этом узле, его назначении, конструкции, функционировании и особенностях эксплуатации читайте в статье. Особенности привода управления коробкой передач МАЗГрузовые автомобили МАЗ имеют бескапотную компоновку, что требует особого подхода к проектированию приводов управления двигателем, трансмиссией и другими агрегатами. Например, здесь неприменимы обычные конструкции КПП, в которых рычаг переключения скоростей расположен на верхней крышке и выходит в пол кабины. В МАЗах коробка расположена позади и ниже кабины, и для управления ею используется дистанционный привод. На автомобилях МАЗ различных поколений и моделей используется два типа дистанционного привода КПП:
Шарнирный привод использовался на ранних моделях МАЗ (500-й серии), на более поздних моделях и по сей день применяется более простой механизм на основе тяг. Дело в том, что привод второго типа позволяет проще реализовать механизм опрокидывания кабины — для этого используется телескопическая продольная тяга, изменяющая свою длину. Но независимо от типа привода на всех КП грузовиков МАЗ применяется механизм переключения передач (или кулиса), который устанавливается непосредственно на коробку и передает «сигналы» от рычага на механизм выбора передач в коробке. Назначение и роль дистанционного механизма переключения передачМеханизм переключения передач КПП МАЗ выполняет одну главную функцию — точную передачу движений рычага переключения передач, установленного в кабине, на механизм выбора передач, расположенный в крышке коробки передач. Также на детали, непосредственно связанные с механизмом, возлагаются функции по регулировке хода и положения рычага скоростей в поперечном направлении (то есть, его ход вправо и влево). Проще говоря, кулиса заменяет собой рычаг, который во многих автомобилях устанавливается непосредственно на крышке коробки и выходит в пол кабины. Рычаг механизма за счет привода повторяет все движения рычага в кабине, обеспечивая перемещение штоков механизма выбора передач и, соответственно, переключение передач. Механизм переключения передач играет одну из ключевых ролей в управлении коробкой, поэтому очень большое внимание уделяется его надежности и долговечности, и все это достигается простой и эффективной конструкцией. Типы, конструкция и работа механизма переключения передачМожно выделить два типа механизмов переключения передач:
Наиболее просто устроен механизм нового образца. Его основу составляет литой корпус (или картер), в котором горизонтально установлен валик, на данном валике внутри корпуса жестко (на болте и шпонке, предотвращающей проворачивание) установлен рычаг переключения, головка которого обращена вниз. В верхней части картера, с одной или другой стороны рычага (в зависимости от модели кулисы), располагается фиксатор передач, который обеспечивает удерживание включенной передачи. Фиксатор представляет собой шарик, который пружиной вжимается в выточки на валике, пружина с шариком расположены в цилиндрическом корпусе и удерживаются стопором, вся эта конструкция с помощью резьбы вворачивается в резьбовое отверстие в картере. Валик с рычагом удерживается в корпусе с помощью втулки (с узкой конеусной части) и крышкой (в широкой задней части), на конусную часть корпуса и выступающую часть валика устанавливается манжета, предотвращающая утечку масла. На конце выступающей части валика жестко устанавливается промежуточный рычаг, посредством которого осуществляется соединение механизма с приводом. Также на корпусе кулисы монтируется поперечная тяга, которая связана с продольной тягой привода, причем все соединения выполнены шаровыми опорами — с помощью этой тяги осуществляется регулировка поперечного перемещения рычага переключения передач в кабине. Механизм старого образца в общем случае устроен аналогично, однако его картер охватывает валик и промежуточный рычаг, и здесь же находится механизм, преобразующий вращательное движение от карданного шарнира в наклоны рычага и продольное смещение валика. С этой стороны корпус закрыт крышкой на болтах. Кулиса в сборе устанавливается (через прокладку) на крышке КПП, при этом нижняя часть рычага переключения входит в паз переводной головки на среднем штоке механизма выбора передач. Работает механизм следующим образом. При переводе рычага переключения скоростей в кабине в то или иное положение движение от него через привод передается на механизм переключения передач. При продольном смещении рычага валик в механизме проворачивается вокруг оси и рычаг переключения перемещает шток вперед или назад. При поперечном смещении рычага в кабине валик кулисы сдвигается вправо или влево, рычаг переключения переводится в паз переводной головки правого или левого штока, и далее при продольном смещении рычага происходит и продольное смещение соответствующих штоков. При любом повороте или продольном смещении валика срабатывает фиксатор передач, его шарик упирается в выточку на валике и предотвращает «вылет» включенной передачи. Вопросы ТО и ремонта КПП и дистанционного механизма переключения передач МАЗМеханизм переключения передач имеет простую, а поэтому крайне надежную конструкцию, поэтому он долговечен и практически не требует обслуживания и другого вмешательства. Периодически только может возникать необходимость в регулировке степени сжатия пружины в фиксаторе — это выполняется вворачиванием или выворачиванием стопора. Из неисправностей механизма можно отметить утечку масла (возникают вследствие износа манжеты, уплотнительного кольца в торце механизма или прокладки между ним и КПП), ослабление крепления рычагов на валике, износ головки рычага переключения, а также деформацию или разрушение деталей механизма. Любые неисправности проявляются ухудшением качества и надежности переключения передач вплоть до полной потери управления коробкой. Поломки устраняется снятием узла, заменой его деталей или установкой нового механизма в сборе. Механизм переключения передач коробки МАЗ играет важную роль в работе грузовика, поэтому необходимо уделять внимание его состоянию и работе, и при первых же признаках неисправности производить ремонт. Только так можно обеспечить нормальную и безопасную эксплуатацию грузовика. |