Статьи

Главная » Статьи » Бак топливный: безопасное хранение автомобильного топлива

Бак топливный: безопасное хранение автомобильного топлива

Для работы двигателя на транспортном средстве необходимо иметь запас топлива. Современные ДВС работают на жидком топливе, поэтому для его перевозки используются специальные емкости — топливные баки. Все о топливных баках транспортных средств, их типах, конструкции, ТО и ремонте — читайте в статье.

Назначение топливного бака

Любой двигатель внутреннего сгорания для своей работы требует тот или иной вид топлива, поэтому транспортные средства с ДВС вынуждены всегда иметь с собой хотя бы минимальный запас бензина или дизтоплива. Для этой цели обычно применяются специальные емкости — топливные баки. Бак является частью топливной системы, и он играет ключевую роль в бесперебойном питании силового агрегата.

Бензобаки первых автомобилей играли роль простой емкости без каких-либо вспомогательных функций. Со временем их функции расширялись, и сегодня назначение топливных баков более широкие:

  • Хранение топлива для питания двигателя;
  • Снижение пожарной опасности, защита от возгорания топлива при попадании искр, от открытого пламени и других источников;
  • Предотвращение чрезмерной потери топлива из-за его испарения;
  • Снижение вероятности утечек топлива при ДТП (в случае переворотов, столкновений и т.д.).

Как нетрудно заметить, современный топливный бак далеко ушел от простой жестяной емкости — он стал многофункциональным средством, которое обеспечивает нормальную работу двигателя, и делает серьезный вклад в безопасность автомобиля (в том числе и в экологическую безопасность). Все указанные функции достигаются определенными конструктивными особенностями баков и наличием вспомогательных устройств.

Классификация современных топливных баков

Баки можно разделить на несколько групп по их назначению, функционалу и конструкции.

По назначению баки делятся на несколько категорий:

  • Для грузовых транспортных средств и спецтехники;
  • Для легковых автомобилей;
  • Для мототехники.

При этом баки можно разделить на группы по используемому топливу и двигателя:

  • Для ТС с дизельными двигателями;
  • Для ТС с бензиновыми двигателями;
  • Для автомобилей с инжекторными бензиновыми двигателями.

Ключевое отличие между этими баками — отсутствие или наличие встроенного топливного насоса низкого давления (или топливоподкачивающего насоса). Сегодня большинство баков с инжекторными двигателями на легковых автомобилях (а также большое количество баков транспортных средств с дизельными двигателями и топливной системой Common Rail) имеют встроенные топливоподкачивающие насосы. Баки автомобилей с карбюраторными бензиновыми моторами и дизельными силовыми агрегатами с классическими ТНВД распределительного типа обычно не имеют в своем составе таких насосов.

Что касается конструкции баков, то здесь есть различные варианты их расположения (ориентации) и формы. По расположению (ориентации) баки бывают:

  • Баки для горизонтальной установки плоские (заливная горловина расположена в верхней стенке или в одной из боковых стенок);
  • Баки для горизонтальной установки, вытянутые по вертикали или с симметричным поперечным сечением — квадратные, круглые, D-образные (заливная горловина расположена в верхней или в одной из боковых стенок);
  • Баки для вертикальной установки.

Баки первого типа (плоские) наиболее часто используются в легковых автомобилях, микроавтобусах, в малотоннажных и некоторых среднетоннажных автомобилях. Такие баки наиболее удобно располагать под полом автомобиля или на раме под кузовом. Баки второго типа чаще всего имеют большегрузные грузовые автомобили, тракторы и различная спецтехника. Эти баки обычно располагаются на раме автомобиля либо за кабиной (поэтому вытянутая по вертикали форма позволяет экономить место). Баки третьего типа (вертикальные) чаще всего используются на автомобилях повышенной проходимости и транспортных средствах, эксплуатируемых в сложных условиях. Такие баки обычно устанавливаются за кабиной, они защищены от повреждений и позволяют увеличить дорожный просвет.

Наконец, можно выделить два вида баков по их использованию:

  • Основные;
  • Дополнительные (вспомогательные).

Основные баки — это штатные емкости для хранения топлива, устанавливаемые заводом-изготовителем транспортного средства. Дополнительные баки не предусмотрены конструкцией автомобиля, они устанавливаются по желанию автовладельца самостоятельно или сторонней компанией. Важно отметить, что в случае установки дополнительных (вспомогательных) баков транспортное средство должно в обязательном порядке пройти регистрацию в ГИБДД, где будет сделана соответствующая отметка в ПТС. Без этой отметки ТС не сможет пройти техосмотр и получить диагностическую карту.

Независимо от типа, баки обладают принципиально одинаковой конструкцией.

Устройство и конструктивные особенности топливных баков

Основу конструкции бака составляет металлическая емкость, изготовленная из двух или большего числа штампованных частей. В баках увеличенного объема предусмотрены специальные поперечные перфорированные перегородки — успокоители. Внутренний объем бака обязательно имеет защитное антикоррозийное покрытие.

Обычно баки изготавливаются из стали или алюминия, причем в последние годы баки для грузовиков делаются именно алюминиевыми — они обладают лучшей устойчивостью к агрессивным средам и снижают вес всей конструкции.

На одну из стенок бака устанавливается заливная горловина — трубка, завершающаяся крышкой (винтовой или иной конструкции). В горловине обычно устанавливается фильтр грубой очистки, который предотвращает попадание в бак крупных загрязнений. В пробке также может быть установлен клапан для выравнивания давления в баке при перепадах температур.

Бак комплектуется различным оборудованием:

  • Топливозаборник с фильтрующей сеткой, устанавливается в дне бака;
  • В некоторых типах баков — электрический топливоподкачивающий насос;
  • Датчик указателя уровня топлива того или иного типа;
  • Воздушный клапан для выравнивания давления в баке в зависимости от температуры окружающей среды и наполненности бака;
  • Сливной штуцер с краником — в дне бака, используется для периодического слива отстоя;
  • Штуцеры для магистралей возврата топлива — устанавливаются в верхней стенке, их может быть несколько;
  • Разнообразные датчики уровня и расхода топлива, счетчики расхода топлива и иные электронные устройства, устанавливаемые на ТС с системой контроля.

Для монтажа бака на его внешней поверхности предусмотрены площадки под кронштейны и хомуты, либо проушины под болтовые соединения. В легковых авто баки обычно монтируются непосредственно болтами, пропущенными через проушины. В грузовиках чаще всего баки крепятся к кронштейнам на раме, дополнительная фиксация выполняется металлическими хомутами.

Вопросы эксплуатации, ТО и ремонта топливных баков

Автомобильные бензобаки требуют минимального обслуживания. Обычно регламентируется слив отстоя из бака каждые ТО-2, при этом также проводится внешний осмотр бака, проверка его герметичности и надежности крепления. Баки и топливопроводы грузовых автомобилей и транспортных средств, работающих на низкокачественном топливе, регулярно необходимо промывать — обычно это делается при сезонном ТО. Баки тракторов очищаются от отстоя и промываются чаще — обычно через 240 и 960 моточасов.

Также необходимо следить за состоянием фильтров-сеточек — в заливной горловине, на топливоприемнике, а также на топливоподкачивающем насосе. Обычно засорение фильтров проявляется ухудшением подачи топлива, проблема решается заменой сеточек.

Любые неисправности бака — будь то механические повреждения, возникновение утечек или поломка какого-либо из датчиков — необходимо как можно скорее устранять. От этого зависит безопасность автомобиля и других участников дорожного движения, также неисправный бак может повышать финансовые расходы (вследствие утечек топлива).

При регулярном обслуживании и своевременном ремонте топливный бак будет служить долго и надежно, обеспечивая нормальную работу двигателя и безопасность автомобиля.



Назад
Яндекс.Метрика