Новости
Статьи
|
Барабан тормозной ЗИЛ: важная деталь надежный тормозов грузовикаГрузовые автомобили ЗИЛ оснащаются тормозной системой традиционных для данного типа транспортных средств схем — на основе барабанных тормозных механизмов с пневматическим или комбинированным приводом. О тормозных барабанах, их типах и конструкции, особенностях эксплуатации и ремонте читайте в статье. Общее устройство тормозных систем грузовиков и автобусов ЗИЛРанние и актуальные модели грузовых автомобилей (и автобусов на их базе) ЗИЛ комплектуются тормозными системами, концепция которых не менялась уже несколько десятилетий. В основе этих систем лежат колесные тормозные механизмы традиционного барабанного типа, имеющие пневматический или комбинированный пневмогидравлический привод. Полный пневмопривод имеют ранние грузовики ЗИЛ-130, 131, 133ГЯ и другие, актуальные модели 4331, 433180 4334, 4421 и их многочисленные модификации. Гидропневматический привод имеет модель ЗИЛ-5301 "Бычок" и все ее модификации автомобилей и автобусов. Барабанные тормоза наилучшим образом подходят для грузовиков, они очень просты по конструкции и надежны в работе, что и обусловило их широкое распространение. Барабанные механизмы автомобилей ЗИЛ имеют простую конструкцию и включают три основных узла:
Сегодня существуют различные типы тормозных барабанов ЗИЛ, о которых следует рассказать подробнее. Актуальные модели барабанов ЗИЛ и их особенностиНа автомобили ЗИЛ устанавливаются тормозные барабаны, имеющие различный внутренний диаметр и ширину. По диаметру барабаны бывают двух типов:
По ширине барабаны можно разделить на 4 категории:
Следует заметить, что один и та же деталь может находить применение на разных осях различных моделей (так, идентичные модели барабанов применяются на передней оси бортового ЗИЛ-433180 и задней оси самосвала ЗИЛ-43336). Возможны и другие варианты, когда на разных осях одного автомобиля используются неодинаковые барабаны. Например, некоторые модификации ЗИЛ-130, ЗИЛ-4331 и другие имеют на своей передней оси барабан малой ширины, а на задней — более широкий. Эти особенности всегда следует учитывать при ремонте тормозных механизмов. Все без исключения барабаны ЗИЛ — чугунные (из серого чугуна марок СЧ-20 или СЧ-24), изготавливаются методом центробежной отливки с последующей механической обработкой (проточкой рабочей поверхности, привалочной поверхности и т.д.). Барабаны диаметром 420 и 320 мм имеют некоторые конструктивные отличия. Барабаны большого диаметра имеют классическую конструкцию: это цилиндрические детали с фланцами, в которых выполнены отверстия для шпилек крепления колеса. Во всех тормозных барабанах этого типа предусмотрено по 8 отверстий. Также во фланце могут находиться смотровые окна для регулировки тормозных механизмов без демонтажа барабана. Барабаны малого диаметра имеют несколько ключевых отличий. В частности, фланец имеет вид отдельных приливов, в которых выполнены отверстия под шпильки крепления колеса (всего 6 штук). Также в этих изделиях имеются ребра жесткости, повышающие устойчивость к различным нагрузкам. В настоящее время основная масса тормозных барабанов для установки на автомобили ЗИЛ производится на мощностях "АМО-ЗИЛ", значительно меньше на рынке представлены изделия других отечественных производителей. Вопросы обслуживания и замены тормозных барабанов ЗИЛТормозные барабаны — это цельнолитые чугунные изделия, не требующие какого-либо специального ТО. Необходимо лишь контролировать целостность барабана и износ его рабочей поверхности. Со временем внутренняя поверхность детали изнашивается и получает повреждения (борозды, сколы, раковины и т.д.), зачастую она еще и теряет свою геометрию — становится овальной. Все это приводит к ухудшению эффективности работы тормозов и требует выполнения ремонта или полной замены барабана. Барабаны имеют до трех ремонтных размеров, могут растачиваться с постепенным повышением диаметра рабочей поверхности. Максимальная проточка больших барабанов может составлять 6 мм, малых барабанов — 4 мм. Таким образом, максимальный внутренний диаметр больших тормозных барабанов достигает 426 мм, а малых — 324 мм. Дальнейший износ приводит к утонению стенки барабана, они теряют свою механическую прочность и деталь может разрушиться при высоких нагрузках. Процесс демонтажа и установки тормозного барабана выглядит несложно:
При правильной замене тормозного барабана тормоза автомобиля ЗИЛ будут работать надежно, обеспечивая необходимую управляемость и степень безопасности. |