Статьи

Главная » Статьи » Блок монтажный МАЗ: "диспетчерский пункт" электросистемы

Блок монтажный МАЗ: "диспетчерский пункт" электросистемы

В грузовом автомобиле МАЗ десятки электрических приборов и километры проводов, и все они должны работать согласованно. Кроме того, каждый прибор нуждается в защите от перегрузок и замыканий. Эти задачи решаются с помощью монтажного блока реле и предохранителей — именно этому блоку посвящена статья.


Назначение монтажного блока

Автомобили МАЗ имеют обширную и развитую электрическую систему, в которой присутствует большое количество разнообразных компонентов — осветительных приборов и приборов сигнализации, различных электромоторов, нагревателей, электромагнитных клапанов, датчиков, реле, а также электронных устройств типа магнитолы, тахографа и т.д. И все это соединено километрами проводов и сотнями разъемов.

Однако все эти приборы питаются только от двух источников — аккумуляторной батареи при остановленном двигателе, и электрического генератора при пущенном двигателе. Это создает определенные проблемы с подключением и коммутацией приборов. Дело в том, что каждый из приборов должен работать независимо от других, а его включение может производиться вручную водителем или автоматически. И, наконец, каждый электроприбор автомобиля рассчитан на свой рабочий ток, увеличение которого чревато поломкой.

Управление, защита и коммутация электрических приборов — эти три задачи решаются с помощью специального монтажного блока предохранителей и реле. Именно в этом блоке сходятся все электрические цепи бортовой системы грузовика, с его помощью осуществляется защита приборов от скачков тока и коротких замыканий, а также управление и коммутация.

Монтажный блок содержит в себе все или основную массу реле и предохранителей (зависит от конструкции конкретного блока и автомобиля), и решает ряд ключевых задач:

  • С помощью реле обеспечивает управление электроприборами;
  • С помощью предохранителей обеспечивает защиту электроприборов;
  • Позволяет быстро производить диагностику электросистемы автомобиля;
  • Обеспечивает быстрый доступ ко всем предохранителям и реле, используемым в системе.

Монтажный блок появился на автомобилях в основном из-за двух последних задач — гораздо удобнее, когда все реле и предохранители расположены в одном месте, чем разбросаны по всей машине. Это позволяет быстро находить и устранять неисправности, в большинстве случаев избегая длительных поисков проблемы.

В настоящее время грузовые автомобили МАЗ оснащаются монтажными блоками различных типов, выполняющих различные функции.


Типы блоков монтажных МАЗ

В настоящее время на грузовиках Минского автозавода используется два типа коммутирующих устройств:

  • Традиционные монтажные блоки предохранителей и реле — на ранних и актуальных модификациях автомобилей с двигателями, не сертифицированными по экологическим стандартам Евро или с моторами "Евро-1";
  • Современные монтажные блоки коммутации — на актуальных модификациях автомобилей с двигателями "Евро-2" и выше.

Обычные монтажные блоки ставятся на многие ранние грузовики МАЗ, а также на актуальные модификации моделей МАЗ-5337, МАЗ-437040 ("Зубренок") и другие с двигателями "Евро-1" ММЗ типа Д-245 и другие. Современными монтажными блоками коммуникации комплектуются все актуальные модификации грузовиков с двигателями "Евро-2" и выше, в том числе модели МАЗ-MAN и модификации указанных выше моделей. В настоящее время стандартам от "Евро-2" до "Евро-4" соответствуют двигатели ЯМЗ, ММЗ, Deutz и ряд других.

Простые монтажные блоки реле и предохранителей представлены сегодня только тремя моделями — основным блоком типа 23.3722 (причем их существует большое количество модификаций, в том числе новые 231.3722), блоком предохранителей 111.3722 и блоком предохранителей ПР 112. Блоки монтажные коммутации представлены моделям БКА-3А, БКА-4А, БСК-4 и УБКА, а также разнообразными блоками зарубежного производства.

Все блоки выполняют одинаковые функции и собраны на примерно одной компонентной базе, но в них есть ряд отличий, которые дают возможность использовать блоки с определенными моделями и модификациями двигателей и производить различные настройки.


Схемы и конструктивные особенности монтажных блоков

Все блоки содержат в себе различные детали, а потому выполняют неодинаковые функции.

Блок предохранителей 111.3722. Он содержит в себе всего два предохранителя:

  • На ток 60 А — главный предохранитель, обеспечивающий защиту аккумуляторной батареи и генератора в случае неправильного подключения или короткого замыкания. Именно через этот предохранитель подключена вся электросистема автомобиля (кроме аварийной сигнализации);
  • На ток 30 А — предохранитель предпускового подогревателя, через него же зачастую подключается различное технологическое оборудование.

Важно отметить, что данные предохранители используются и в автомобилях с двигателями "Евро-2" и выше, однако главный предохранитель в этом случае не обеспечивает защиту от короткого замыкания (так как он обычно просто шунтируется металлической перемычкой).

Блок предохранителей ПР 112. Здесь расположено 10 предохранителей, из которых один на 16 А и остальные на 8 А. Через данный блок подключаются электроприборы и потребители, работающие при остановленном двигателе — внутреннее освещение, технологическое оборудование, подогреватели, магнитола, разнообразные датчики, розетки для подключения внешнего оборудования и т.д.

Блок предохранителей и реле 23.3722. Это самый большой блок, который содержит реле включения всех электрических приборов (всего 11 реле) и соответствующие предохранители (в стандартной комплектации устанавливается 21 предохранитель на 6 А). Через данный блок подключаются осветительные приборы и приборы световой сигнализации, стеклоочистители и стеклоомыватели, звуковые сигналы, разнообразные контрольные лампы, клапаны, электромоторы и т.д.

Так как приборов на автомобиле большое количество, то многие из них входят в одну цепь и защищаются одним предохранителем. Например, так подключены все сигнальные и контрольные лампы на приборной панели, различные фонари, датчики и клапаны и т.д. С другой стороны, для повышения надежности каждая фара и габаритные огни питаются через отдельные предохранители.

Блоки монтажные коммутации. В отличии от указанных выше блоков, в блоках коммутации содержится больше деталей, так как с их помощью осуществляется не только управление электроприборами, но также и коммутация датчиков и приборов управления двигателем. Но они тоже содержат все реле и предохранители, указанные выше.

Конструктивно все блоки похожи — это компактные электронные блоки, в корпусе которых устанавливается печатная плата с припаянными компонентами и разъемами. В современных блоках реле легкосъемные, они устанавливаются на плату через специальные разъемы. Для защиты реле закрываются пластиковой крышкой (зачастую прозрачной). Также на разъемах ставятся и все плавкие предохранители. Наконец, на корпусе блока имеется ряд разъемов для подключения к бортовой электрической системе.

Устанавливаются монтажные блоки в кабине, с правой стороны передней панели, под откидной крышкой. Причем в нише под панелью устанавливаются блоки всех моделей и типов, так что, например, главный предохранитель не придется искать где-то у аккумулятора. Здесь они защищены от негативных воздействий окружающей среды и удобны для обслуживания. Хотя такое решение требует использования большого количества проводов, которые сходятся из всех уголков автомобиля в кабине.


Вопросы обслуживания и ремонта монтажных блоков МАЗ

Сами монтажные блоки не нуждаются в каком-либо обслуживании, однако к ним приходится обращаться каждый раз при обнаружении неисправности в электрической системе грузовика. Здесь работает простое правило: если что-то не работает, то первым делом проверь предохранители и реле. Так что при обнаружении погасшей лампочки или неработающего клапана, неисправность следует искать именно в монтажном блоке.

Для диагностики достаточно проверить соответствующий предохранитель (его можно отыскать по инструкции), и, если он перегорел (что видно невооруженным глазом), нужно произвести замену. Однако здесь кроется опасность: предохранители редко перегорают просто так, поэтому сначала нужно выяснить причину скачка тока или короткого замыкания, а уже затем ставить новый предохранитель.

Проверка реле более сложна, иногда здесь проще действовать перебором — ставить вместо подозреваемого в поломке реле заведомо рабочее, и смотреть на результат. Работоспособность реле-прерывателей (отвечающих за работу сигналов поворота и аварийной сигнализации) легко определить на слух — в процессе работы они издают характерные щелчки, а их отсутствие говорит о неисправности. Однако в любом случае рекомендуется использовать тестер и действовать согласно той же инструкции.

Монтажный блок реле и предохранителей МАЗ — важнейшая часть электрической системы автомобиля, поэтому ему следует уделять должное внимание. При правильной диагностике, своевременном ремонте и использовании качественных (а главное — соответствующих по характеристикам) комплектующих обеспечит долгую и бесперебойную работу всей электрики грузовика.



Назад
Яндекс.Метрика