Новости
Статьи
|
Диски опорные ступицы МАЗ: надежность и безопасность бездисковых колесХодовая часть играет важнейшую роль в грузовых автомобилях, здесь зачастую неприменимы решения, используемые в легковых авто. В числе таких решений, примененных на грузовиках МАЗ — бездисковые колеса. О ходовой части МАЗ в целом, и о конструктивных особенностях бездисковых колес читайте в этой статье. Конструктивные особенности ходовой части грузовиков МАЗХодовая часть автомобилей МАЗ содержит большое число узлов и агрегатов, играющих различную роль: Рама — несущая система автомобиля, на которой удерживаются все его узлы и агрегаты. Также рама воспринимает все моменты и силы, возникающие при взаимодействии колес с дорогой. В МАЗах используется классическая по конструкции рама, склепанная из двух продольных лонжеронов и нескольких поперечных балок (их количество и расположение зависит от конкретной модели и модификации), в актуальных моделях тяжелых грузовиков грузоподъемностью 20 т и выше используется усиленная рама с двойными лонжеронами. Передняя подвеска — обеспечивает крепление колес передней управляемой оси (или осей в четырехосных моделях модификациях) к раме и передача на нее всех моментов и сил. Сегодня на минских грузовиках применяются два типа подвесок — на продольных полуэллиптических рессорах и на усиленных малолистовых параболических рессорах (это более современный вариант). Все типы подвесок обязательно дополняются гидравлическими амортизаторами. Задняя подвеска — решает те же задачи, однако она выполняется более мощной. В настоящее время на МАЗах находит применение два основных типа подвесок — на обычных полуэллиптических рессорах (преимущественно на грузовиках с колесной формулой 4×2 и 4×4) и балансирная на сдвоенных пакетах полуэллиптических рессор (на грузовиках 6×4, 6×6, 8×4 и других многоосных). В задней подвеске всех минских машин обязательно предусмотрен несложный по конструкции стабилизатор поперечной устойчивости. Оси колес — являются основными несущими элементами для крепления колес, а также для монтажа деталей подвески. На грузовиках с ведомым передним мостом в роли оси выступает обычная двутавровая балка, на ведущих мостах независимо от их расположения осью выступает балка моста (она в то же время служит картером для размещения деталей трансмиссии — редуктора и полуосей). Детали рулевого управления — одновременно в ходовой части грузовика и в его рулевом управлении работают поворотные кулаки (они удерживают ступицу колеса), которые также входят в состав тормозной системы. В полноприводных МАЗах в состав ходовой и рулевого управления входят шарниры равных угловых скоростей (ШРУС), корпус ШРУС одновременно используется и в качестве шаровой опоры управляемого колеса. Колеса — это и опора автомобиля, и движитель, на который посредством трансмиссии передается крутящий момент. На грузовых автомобилях ранних и актуальных моделей МАЗ используется два основных типа колес — классические дисковые и более современные бездисковые. В первом случае покрышка (как камерная, так и бескамерная) монтируется на классический по конструкции штампованный диск, который гайками прикручивается к шпилькам, пропущенным из ступицы через тормозной барабан. Во втором случае имеется только обод, который фиксируется на ступице посредством специального опорного диска. Самое широкое распространение получили бездисковые колеса. Это объясняется более простой конструкцией бездискового колеса, его сниженной массой, а также легкостью проведения шиномонтажных работ. Обычные дисковые колеса чаще используются на легких грузовиках МАЗ, хотя они все еще встречаются на современных тягачах и самосвалах. Однако с каждым годом все больше минских грузовиков оснащаются бездисковыми колесами. Монтаж современных бездисковых колес осуществляется иначе, чем дисковых, в них необходимо использование специального компонента — опорных дисков ступиц. Зачем нужны и как устроены опорные дискиКлючевая особенность бездискового типа колес заключается в том, что покрышка устанавливается только на обод, у которого нет диска с монтажными отверстиями. Это значительно снижает массу обода и сложность его изготовления, однако заставляет решать задачу установки колеса на ступицу. Именно для этого необходим опорный диск. Опорный диск в колесе решает сразу две задачи — обеспечивает крепление бездискового колеса к ступице, и в то же время центрирует колесо. Благодаря особой конструкции бездисковое колесо проще заменить и отремонтировать (так как для этого достаточно снять опорный диск или только его упоры), а цена такого решения оказывается меньшей. На сегодняшний день применение находят две больших группы опорных дисков:
Первая группа дисков (а если говорить точнее — ступиц) чаще применяется для крепления двускатных колес на задних осях, они же были и на передних колесах ранних модификаций автомобилей МАЗ. Сегодня на передних колесах чаще всего используются ступицы с отдельными опорными дисками, причем они бывают трех основных видов:
Диски независимо от типа имеют по 12 крепежных отверстий под шпильки и по 6 отверстий для крепежа упоров. Главное отличие дисков "Евро" от обычных заключается в том, что они плоские и имеют конусный буртик, который выступает в роли упора для обода колеса. Обычные "короны" для задних колес конструктивно отличаются от передних — они имеют увеличенную ширину (так как они удерживают сразу два параллельно установленных колеса), с наружной стороны на них выполнены площадки для монтажа упоров, а с внутренней — конусный буртик для прижима обода внутреннего колеса. Диски типа "вездеход" по своему устройству соответствуют обычным, но наделены увеличенными габариты (диаметром и шириной). Это необходимо для крепления колес с большими вездеходными шинами 16.00-20 Бел-95 (или их европейского аналога соответствующего размера). Кроме того, в продаже имеются специальные проставки для опорных дисков, которые дают возможность использовать колеса с шинами до R21. Опорные диски всех типов и разновидностей имеют одинаковую цельнолитую конструкцию, они отливаются из ковкого чугуна, при этом все посадочные поверхности дополнительно обрабатываются. Производство дисков для автомобилей МАЗ осуществляется на ОАО "МАЗ" и на Барановичском автоагрегатном заводе ОАО "БААЗ". Замена и ремонт бездисковых колес МАЗМонтаж передних и задних двускатных бездисковых колес выполняется по-разному, поэтому и шиномонтажные работы для этих колес имеют свои особенности. Установка переднего или односкатного заднего колеса. Опорный диск уставляется на 12 шпилек ступицы и фиксируется гайками. На диск надевается колесо, причем таким образом, чтобы замковое кольцо обода было обращено наружу. Обод колеса упирается в конусную поверхность опорного диска, а его прижим осуществляется шестью упорами, прикрученными к диску болтами. Чаще всего конструкция диска такова, что головки болтов располагаются с обратной стороны и страхуются от проворачивания с помощью предусмотренных для этого гнезд. Установка двухскатных задних колес. Двускатные колеса монтируются по тому же принципу, но со своими особенностями. Сначала устанавливается внутреннее колесо, его обод вставляется замковым кольцом наружу — то есть, таким же образом, как описано выше. Затем устанавливается распорное кольцо — оно позволяет достичь расчетного расстояния между шинами. Наконец, на диск ставится внешнее колесо, причем его замковое кольцо обращается внутрь. Весь этот пакет зажимается клиновидными упорами на болтах. Важно отметить, что монтаж бездисковых колес имеет одну особенность — необходимо крепить колеса так, чтобы их торцевое биение не превышало 8 мм. Чтобы достичь минимального торцевого биения, необходимо равномерно затягивать гайки упоров и периодически проворачивать колесо для контроля. Обычно бездисковые колеса в дальнейшем не требуют какого-то специального обслуживания и ухода. Опорные диски ступиц могут служить годами и требуют замены только при значительных деформациях или физическом разрушении. |