Статьи

Главная » Статьи » Гайковерт механический: простой способ борьбы со сложными гайками

Гайковерт механический: простой способ борьбы со сложными гайками

В практике эксплуатации и ремонта автомобилей часто приходится иметь дело с прикипевшими "мертвыми" гайками, которые невозможно отвернуть простым ключом. На помощь в таких случаях приходит специализированный ручной инструмент — механический гайковерт, о котором подробно рассказано в данной статье.


Что такое механический гайковерт?

Механический гайковерт (также известный, как усилитель крутящего момента, в просторечии — "мясорубка") — специальный ручной инструмент, предназначенный для отворачивания и закручивания гаек и болтов, требующих приложения значительного момента сил. Данный инструмент широко используется при ремонте и обслуживании автомобилей, в промышленности, на железной дороге и в других отраслях.

Что касается автомобилистов, то механический гайковерт представляет наибольший интерес для замены колес грузовых автомобилей, и большинство присутствующих сегодня на рынке гайковертов предназначены именно для решения этой задачи. Такие механические гайковерты имеют определенные конструктивные особенности, которые рассмотрены ниже.

Но зачем может потребоваться специальный инструмент для замены колес? Все дело в гайках: с течением времени затянутая с большим усилием гайка или болт "прикипает" и сорвать ее с места простым гаечным ключом становится невозможно. Причина такого эффекта кроется в особенностях конструкции резьбового соединения. Из-за профиля резьбы (спиральный гребень в профиле представляет собой трапецию) между гайкой и болтом (или гайкой и шпилькой) образуется воздушный спиральный канал. В этот канал проникает влага и различные вещества, содержащиеся в воздухе, и с течением времени вследствие коррозии гайка "прилипает" к болту, причем настолько сильно, что сорвать ее с места вручную бывает просто невозможно.

Причем проблема прикипевших гаек заключается не только в том, что их сложно сорвать с места вручную, но и в том, что без использования специнструмента такая гайка может просто сломать болт или шпильку. Причина проста: при отворачивании гайки ключом усилие к ней прилагается рывками, и в какой-то момент это усилие может превысить прочность болта — в этом случае происходит излом.

Механический гайковерт как раз и позволяет избежать этих проблем — он прилагает к гайке большое, но равномерное во времени усилие, помогая сорвать ее и открутить без поломок. Данный инструмент имеет и ряд других преимуществ.


Какие преимущества механический гайковерт имеет перед другим инструментом?

Механический гайковерт имеет ряд неоспоримых преимуществ перед традиционными баллонными ключами:

  • Отворачивание и закручивание гайки осуществляется равномерно, без рывков и ударов;
  • Отворачивание и закручивание гаек производится быстрее, что сокращает время ремонта и позволяет уменьшить затраты из-за вынужденного простоя;
  • Гайковерт, несмотря на свой довольно большой вес, экономит силы на работу с гайками, что снижает утомляемость водителя или рабочего, проводящего ремонт.

Таким образом, применение механического гайковерта позволяет избежать поломок шпилек или болтов при отворачивании закисших гаек, сокращает время ремонта и снижает утомляемость. Немаловажным является и то, что данный инструмент экономит нервы — отвернутая сразу, без многочисленных подходов, соскакивания ключа и поломок гайка не вызывает негативного отношения и в целом благоприятно влияет на работу.

Поэтому имеет смысл немного потратиться на механический гайковерт, и сразу решить множество проблем, сопровождающих замену и ремонт колес у грузовых автомобилей. Это во всех смыслах выгодно.


Как устроен механический гайковерт?

Механический гайковерт не зря называется усилителем момента — данное приспособление действительно повышает момент силы, что достигается простыми и давно известными физическими принципами. Гайковерт строится на основе мультипликатора — это механическое устройство, которое преобразует крутящий момент по величине. Сегодня в качестве мультипликатора находят применение обычные шестеренчатые планетарные механизмы.

Конструктивно механический гайковерт представляет собой цилиндрический корпус с расположенным внутри планетарным механизмом, и два вала — входной и выходной. К входному валу с помощью квадрата присоединяется рукоятка привода гайковерта. К выходному валу также посредством квадрата крепятся головки для отворачивания или закручивания гаек.

Гайковерт (а точнее — его мультипликатор) работает довольно просто. Вращение от приводного вала через систему шестерен (планетарный механизм) передается на выходной вал, при этом скорость вращения многократно снижается. Однако пропорционально снижению угловой скорости вращения вала повышается и момент силы, что внешне и проявляется увеличением усилия, приложенного к гайковерту рукой.

Корпус гайковерта отливается из легированной стали, нередко заодно с упорным рычагом. Только такое решение позволяет инструменту выдерживать во время работы колоссальные нагрузки и служить на протяжении многих лет. По этой же причине из высококачественных сортов сталей изготавливаются детали планетарного механизма, ряд деталей подвергается закаливанию. Однако это имеет и негативную сторону — масса механических гайковертов может достигать 10 кг, с чем приходится мириться.

Все механические гайковерты продаются исключительно комплектами, нередко имеют пластиковый кейс. В комплект входит сам гайковерт в сборе, рукоятка привода, две или больше головок, а также переходник (удлинитель) для работы в труднодоступных местах.

Здесь описан типичный механический гайковерт, однако сегодня на рынке представлено довольно много типов и разновидностей гайковертов, имеющих свои особенности, преимущества и недостатки.


Какие типы гайковертов сегодня существуют?

Гайковерты делятся на несколько типов по различным параметрам — количеству скоростей, передаточному числу и максимальному крутящему моменту. Также инструменты отличаются используемыми головками, типом упора и некоторыми другими конструктивными особенностями.

Сегодня наибольшее распространение получили односкоростные гайковерты с передаточными числами 1:56 и 1:58. Некоторое распространение получили и двухскоростные гайковерты, в которых передаточное число может быть уменьшено до 1:3. Зачем нужно такое малое передаточное число? Дело в том, что выходной вал даже при быстром вращении рукоятки вращается очень медленно, поэтому инструмент может использоваться только для отрыва гайки, а скручивать ее со шпильки или болта проще и гораздо быстрее обычным ключом или вручную. Переключение на передаточное число 1:3 позволяет быстро выкрутить сорванную с места гайку, не снимая гайковерта, что иногда бывает крайне удобно.

Если говорить о конструктивных характеристиках гайковертов, то здесь возможны различные варианты:

  • Инструмент с цельнолитым или подвижным упором. Подвижной упор дает возможность подстраивать гайковерт под работу с различными типами колес, обычно упор фиксируется с помощью гайки "барашка";
  • Инструмент с втулками или с подшипником в мультипликаторе. Втулки — решение более простое и дешевое, однако менее надежное и менее эффективное (так как часть усилия теряется на трение во втулках). Подшипники гораздо более эффективны, надежны и долговечны, однако такой гайковерт и более дорогой. В маркировке гайковертов с подшипником обычно имеется индекс "П".

Также гайковерты могут комплектоваться различными головками. В России чаще всего продается инструмент с двумя головками — на 30 и 32, либо на 32 и 33. Реже встречаются головки на 24, 27, 32 и 38. Однако конструкция выходного вала такова, что позволяет использовать стандартные головки размером вплоть до 60.


Как правильно использовать механический гайковерт?

Эксплуатация механического гайковерта проста и понятна, однако этот инструмент обладает несколькими особенностями, к которым следует привыкнуть. В частности, всегда стоит учитывать, что вращение приводной рукоятки и вращение выходного вала инструмента происходит в разные стороны. Также не стоит забывать, что односкоростные гайковерты применяются только для отрыва или закручивания гаек, а наворачивать или выворачивать гайки куда проще и быстрее вручную.

Работа с гайковертом проста:

  1. Собрать гайковерт;
  2. Выбрать и установить головку необходимого размера;
  3. Установить гайковерт на гайку, упор на корпусе инструмента подвести к ближайшей гайке (при этом необходимо учитывать условия, прописанные в таблице ниже);
  4. Начать вращение рукоятки (снова нужно учитывать условия из таблицы);
  5. При отрыве гайки снять инструмент и повторить все действия на оставшихся гайках.

При работе следует обязательно учитывать расположение колеса (правое или левое) и тип работы (откручивание или закручивание гаек), и с учетом этого производить установку инструмента:

Расположение колеса Тип работы Расположение упорного рычага Направление вращения рукоятки
Левое колесо Отвернуть гайку Должен иметь упор слева По часовой стрелке
Закрутить гайку Должен иметь упор справа Против часовой стрелки
Правое колесо Отвернуть гайку Должен иметь упор справа Против часовой стрелки
Закрутить гайку Должен иметь упор справа По часовой стрелке

При правильном использовании гайковерта работа по замене колес будет производиться быстро, надежно и с минимальными затратами сил.



Назад
Яндекс.Метрика