Статьи

Главная » Статьи » Отопитель МАЗ: комфортная работа в любую погоду

Отопитель МАЗ: комфортная работа в любую погоду

Автомобили МАЗ могут эксплуатироваться в любых климатических условиях, поэтому перед конструкторами стоит задача обеспечения комфорта для водителя. В холодное время года эта задача решается с помощью отопителя (печки) — об отопителе МАЗ, его устройстве, особенностях и обслуживании читайте в статье.


Назначение отопителя МАЗ

Вплоть до 40-х годов прошлого века конструкторы автомобилей, особенно грузовых, не особо заботились о комфорте водителя, поэтому шоферы ютились в тесной кабине с плохим обзором, многие часы проводили на жестких и неудобных сиденьях, а главное — мерзли зимой и страдали от жары летом. Для нашей страны особенно сложной проблемой была зимняя эксплуатация автомобилей, от морозов страдали и машины, и водители. Решением этой проблемы стала установка в кабину отопителя, или печки.

Отопитель решает одну главную задачу — обеспечивает нагрев воздуха в кабине автомобиля до комфортной температуры в холодное время суток или года. Также отопитель входит в состав системы вентиляции воздуха в кабине: наружный воздух подводится вентилятору (или блоку вентиляторов) печки, и при выключенном радиаторе отопителя его вентиляторы обеспечивают принудительную циркуляцию воздуха в кабине.

Таким образом, отопитель решает сразу три задачи:

  • Нагревает воздух в кабине;
  • Обеспечивает принудительную подачу свежего воздуха в кабину;
  • Обеспечивает циркуляцию теплого или холодного (наружного) воздуха в кабине.

Отопитель в старых и новых (без кондиционера) автомобилей МАЗ решает вопрос обеспечения комфортной работы водителя в различных климатических условиях, без чего эффективная эксплуатация грузовика была бы невозможной.


Типы, устройство и работа отопителя автомобилей МАЗ

Штатно на автомобили МАЗ устанавливаются классические жидкостные отопители. В последние годы также приобретают популярность дополнительные автономные воздушные отопители (работают на жидком топливе), которые могут нагревать воздух в кабине при выключенном двигателе. Однако здесь мы говорить об автономных печках не будем, а рассмотрим устройство и работу штатных жидкостных отопителей минских грузовиков.

Отопители всех автомобилей МАЗ имеют одинаковое устройство. Основу печки составляет небольшой водяной радиатор, включенный в контур жидкостного охлаждения двигателя параллельно основному радиатору. Подключается радиатор с помощью подводящего и отводящего шлангов, один или оба шланга подключаются к системе через специальные краники отопителя. Посредством краника осуществляется управление печкой: при его открытии горячая охлаждающая жидкость поступает в радиатор отопителя, осуществляя его нагрев, а изменением положения заслонки краника производится управление степенью нагрева радиатора. Для обслуживания отопителя в подводящий шланг встроен сливной кран, который открывается и закрывается вручную.

Радиатор размещается в корпусе отопителя, который через уплотнительную прокладку соединен с проложенным под приборной панелью воздуховодом. От этого воздуховода отводятся малые воздуховоды, которые оканчиваются соплами и дефлекторами на приборной панели, под лобовым стеклом и в ногах водителя и пассажира.

Снизу к корпусу отопителя крепится два вентилятора (реже — один), которые обеспечивают продувку воздуха через радиатор. Вентиляторы центробежного типа, имеют привод от компактного электромотора, и помещаются в цилиндрический корпус ("улитку") с воздухозаборником. Здесь же располагается заслонка (соединен с печкой воздуховодом), которая регулирует подачу воздуха — в зависимости от ее положения в печку поступает наружный воздух либо воздух из кабины.

Обычно отопитель выполняется в виде единого блока, который монтируется под приборной панелью с правой стороны. Этот узел может быть снят и заменен в сборе, однако при необходимости можно произвести замену отдельных его компонентов.

Для управления печкой на переднюю панель выведены кнопки включения вентиляторов (каждый вентилятор включается своей кнопкой), рукоятка управления температурой (открывает и закрывает краны отопителя) и рукоятки управления заслонками.

На автомобилях МАЗ можно встретить несколько разновидностей отопителей, которые при принципиально одинаковом устройстве и принципах работы могут иметь те или иные конструктивные особенности. Наиболее часто отличия заключаются в количестве моторов, конструкции и расположении вентиляторов.

По количеству электромоторов:

  • Отопители с одним мотором и одним вентилятором;
  • Отопители с одним мотором и двумя вентиляторами — привод обоих вентиляторов осуществляется одним мотором, обычно мотор и вентилятор собраны в единый блок, монтируемый на корпус радиатора;
  • Отопители с отдельными моторами на каждом вентиляторе — здесь привод каждого вентилятора осуществляется своим двигателем, что обеспечивает высокую эффективность работы и надежность печки.

По конструкции вентиляторов:

  • Отопители с отдельными вентиляторами — в этом случае каждый вентилятор заключен в свой корпус-улитку, смонтированный на корпусе радиатора. Такое решение дает возможность заменить неработающий вентилятор без разбора всей печки или даже эксплуатировать отопитель без одного вентилятора;
  • Отопители с блоком вентиляторов — в этом случае оба вентилятора со своими моторами установлены в едином блоке, соединенном с корпусов вентилятора. Такое решение упрощают конструкцию печки, однако для ремонта или замены одного вентилятора приходится разбирать весь блок, а эксплуатация печки в этом случае обычно невозможна.

Вплоть до недавнего времени наиболее часто на автомобили МАЗ устанавливались отопители с отдельными вентиляторами с приводом от своих моторов, сегодня на новые минские грузовики чаще ставятся отопители с единым блоком вентилятором. Отопители с приводом вентиляторов от одного мотора и с одним вентилятором используются значительно реже.

Работа отопителя МАЗ не отличается от работы аналогичных агрегатов других автомобилей. При открытии крана отопителя горячая охлаждающая жидкость из системы охлаждения двигателя поступает в радиатор печки, нагревая его. Вентиляторы продувают воздух через радиатор, где он нагревается и через воздуховоды распределяется по объему кабины, обеспечивая комфортную температуру. Управляя заслонками и дефлекторами можно изменять потоки воздуха и обогревать различные зоны кабины, управляя наружной заслонкой можно подавать на отопитель воздух из кабины или с улицы, а управляя краниками можно изменять степень нагрева воздуха.

Для достижения наибольшей эффективности работы отопителя его необходимо правильно эксплуатировать и обслуживать, а при необходимости и ремонтировать.


Эксплуатация, обслуживание и ремонт отопителя МАЗ

Эксплуатация отопителя не имеет каких-либо сложностей — для обогрева кабины достаточно включить печку, и выбрать комфортную температуру и режим подачи теплого воздуха. Однако здесь есть несколько особенностей. Например, в зимнее время года часто возникают проблемы с обледенением стекол, особенно лобового, поэтому при пуске двигателя и перед поездкой рекомендуется направить весь воздушный поток на стекла для их скорейшего размораживания. Также следует обратить внимание на тот факт, что отопитель одновременно входит и в состав системы вентиляции кабины, поэтому переключаться на обгорев только внутреннего воздуха (то есть, закрывать заслонку, перекрывающую поступление наружного воздуха) следует только при достаточно сильных морозах, когда отопитель не справляется с обогревом.

Особое внимание нужно уделять обслуживанию печки, особенно после долгого простоя или в начале холодного сезона. После долгого простоя возможно закисание краников отопителя, поэтому при их первом включении нужно соблюдать осторожность — приложив большое усилие к рукоятке, есть риск повредить краник или его привод. Также стоит произвести визуальный осмотр деталей отопителя на предмет коррозии, загрязнения и повреждений.

Если печь работает недостаточно эффективно, то следует проверить радиатор — со временем он забивается пылью, что снижает его теплоотдачу и ухудшает работу отопителя. Также проблема может заключаться в засорении шлангов, трубок радиатора или краника — проблема решается прочисткой радиатора и шлангов, либо их полной заменой. Нередко возникает и другая проблема — завоздушивание системы (образование воздушной пробки) — в этом случае необходимо открыть крышку основного радиатора охлаждения, запустить двигатель и включить печку, спустя 20-30 минут весь воздух из системы выйдет.

При поломке деталей отопителя, повреждении радиатора или вентилятора следует провести ремонт с заменой вышедших из строя деталей. В ряде случаев проще заменить отопитель в сборе, тем более, что сегодня эти агрегаты для автомобилей МАЗ имеют доступную стоимость. Обратите внимание, что после ремонта, который сопровождался потерей охлаждающей жидкости (при замене радиатора, шлангов, краника или отопителя в сборе), следует пополнить уровень жидкости и произвести мероприятия по развоздушиванию системы.

При правильной эксплуатации и своевременном обслуживании отопитель МАЗ будет на протяжении многих лет надежно работать, обеспечивая тепло и комфорт в любую погоду.



Назад
Яндекс.Метрика