Статьи

Главная » Статьи » Пневморессора МАЗ: воздушная поддержка

Пневморессора МАЗ: воздушная поддержка

В автомобилях, автобусах и прицепах МАЗ активно используется пневмоподвеска, основным элементом которой выступает пневморессора (пневмоподушка). О том, что такое пневморессора МАЗ, какое место она занимает в подвеске, как она устроена и работает, а также об ее обслуживании и ремонте читайте в статье.


Общее устройство пневматических подвесок МАЗ

Уже довольно давно на седельных тягачах, автобусах и прицепах МАЗ используется пневматическая подвеска, которая обеспечивает максимальную плавность хода и комфорт. В этой подвеске в качестве упругих элементов используются специальные пневморессоры (которые также называются пневмоподушками или пневмобаллонами), которые по ряду характеристики лучше обычных листовых рессор.

Устройство передней и задней пневматической подвески МАЗ несколько отличается. Основу передней подвески составляют рычаги (они соединены с основанием) с установленными на них поворотными кулаками и ступицами колес, в верхней части рычаги связаны с рамой через пневморессору. Также в передней подвеске обязательно присутствуют обычные гидравлические амортизаторы, выступающие в качестве демпфирующих устройств.

Задняя подвеска, особенно в двухосных тягачах и трехосных полуприцепах, устроена несколько иначе. Одноосная подвеска состоит из качающейся опоры (обычно она выполнена в виде двухлистовой полурессоры), которая с одной стороны шарнирно крепится за раму, а с обратной стороны опирается на раму через пневморессору. Монтаж оси на опору осуществляется с помощью стремянок. В задней подвеске присутствуют гидравлические амортизаторы.

Также в автобусах и автомобилях МАЗ используется пневматическая подвеска с четырьмя пневморессорами на ось. В этом случае ось монтируется на балки, которые с двух сторон опираются на раму через пневмобаллоны. В такой подвеске кроме того используется несколько реактивных штанг и гидравлические амортизаторы. В двухосном варианте количество пневморессор удваивается.

В состав пневмоподвески также входит и пневматическая система (трубопроводы, краны, клапаны и т.д.), которая обеспечивая подачу и распределение сжатого воздуха по пневморессорам. Такое решение несколько усложняет конструкцию подвески, однако это оправдано, так как позволяет достичь наибольшего комфорта и плавности хода.


Назначение и роль пневморессоры в подвеске

Пневмобаллон, как уже было сказано — это упругий элемент подвески, который, как и обычные листовые рессоры, обеспечивает передачу моментов от дороги на кузов автомобиля. Однако пневматический элемент имеет ряд преимуществ перед обычной рессорой и позволяет реализовать несколько функций:

  • Регулировка жесткости подвески в зависимости от нагрузки;
  • Выравнивание нагрузки на оси автомобиля или автобуса при неравномерном распределении нагрузки;
  • Повышение устойчивости автомобиля при езде по неровностям и уклонам;
  • Повышение комфортабельности езды.

Все это достигается одним путем — возможность изменения жесткости пневморессоры за счет увеличения или уменьшения давления воздуха в ней. Закачивая воздух в пневмобаллон, можно повысить жесткость, приподнять автомобиль над всеми осями, над одной осью или даже над одним колесом, и т.д. Также изменением давления в пневморессоре можно повышать комфорт езды на разных типах дорожного покрытия. Это особенно важно для седельных тягачей и полуприцепов, а также для городских автобусов, в которых распределение нагрузки и сама нагрузка изменяется буквально каждую минуту.

Так что пневморессоры — это удобный и простой инструмент для изменения характеристик подвески автомобиля или автобуса, позволяющий добиться наилучшей эффективности ее работы в постоянно изменяющихся условиях.


Типы и конструкция пневморессор МАЗ

В автомобилях, автобусах и полуприцепах МАЗ нашли применение только диафрагменные пневморессоры рукавного типа. Свое название они получили вследствие особенностей конструкции и работы.

Основу баллона составляет резиновая оболочка (каркас), усиленная двумя или большим количеством слоев тканевого корда, внутри и снаружи оболочка обязательно имеет герметизирующие слои резины. Оболочка имеет вытянутую бочкообразную форму, что и дало название рукавному типу пневморессор. Сверху оболочка закрыта герметичной стальной крышкой, к которой приварен кронштейн для монтажа баллона к раме автомобиля или автобуса. А в нижней части находится диафрагма (ее за характерную форму называют стаканом), в которой предусмотрены крепежные элементы для монтажа на балку, а также штуцер для подключения к пневматической системе.

Пневморессора рукавного типа имеет ряд особенностей и преимуществ, среди которых можно особо выделить два:

  • Пневмобаллон допускает значительный ход диафрагмы, а значит — относительно большое изменение высоты подвески;
  • Пневмоподушка допускает значительные перекосы и отклонения от осевой линии — с одной стороны, это упрощает установку баллона, а с другой, требует наличия реактивных штанг и других направляющих элементов.

Работает пневморессора следующим образом. При наезде на неровность дороги момент от колеса передается на диафрагму (стакан), которая входит внутрь оболочки и сжимает в ней воздух — в этом случае воздух выступает в роли листов обычной рессоры. Демпфирование ударов и предотвращение раскачивания автомобиля на неровностях осуществляется гидравлическими амортизаторами. При необходимости давление воздуха в пневморессоре можно поднять — в этом случае жесткость подвески увеличится, а также кузов автомобиля над этим баллоном приподнимется.

На сегодняшний день в автомобилях, автобусах и полуприцепах МАЗ используются пневморессоры производства МАЗ, причем существуют компоненты старого и нового образца, что обязательно необходимо учитывать при их замене. Однако на новых минских тягачах (МАЗ-5440 и других) чаще применяются пневмобаллоны зарубежного производства (Taurus, Firestone, Conti Tech).


Особенности обслуживания и ремонта пневморессор МАЗ

Правильная и надежная работе пневмоподвески зависит от состояния пневморессор, а они с течением времени подвергаются износу и теряют свои характеристики. Поэтому пневматическая подвеска автомобилей МАЗ нуждается в регулярном обслуживании и периодическом ремонте.

Регулярно следует производить внешний осмотр пневморессор, на них не должно быть трещин и изломов, а также грязи и разнообразных отложений (особое внимание уделяется внутренней поверхности стакана). При необходимости проводится чистка, причем для этого следует использовать спирт (этиловый, изопропиловый, метиловый), применение кислот, водяного пара или растворителей недопустимо. Особое внимание при проверке уделяется возможным утечкам воздуха через уплотнения в самом пневмобаллоне и в трубопроводах.

При эксплуатации автомобиля или прицепа следует уделять внимание явным признакам неисправности пневморессор, основной из признаков — крен автомобиля на одно или несколько колес при продолжительной стоянке с выключенным двигателем. Это свидетельствует о том, что в пневморессоре имеется утечка воздуха и деталь нуждается в замене, причем затягивать с этим нельзя. Замена пневморессор производится в паре для одной оси (то есть, устанавливать только один новый баллон недопустимо).

Для продления ресурса пневморессор необходимо соблюдать простые правила эксплуатации. В частности, при нормальной загрузке автомобиля следует устанавливать рекомендованный дорожный просвет, не изменяя его без надобности. Важно уделять внимание и другим деталям подвески — состоянию амортизаторов (так как от состояния амортизатора в значительной степени зависит состояние и срок службы пневмобаллона), реактивных штанг, стабилизатора поперечной устойчивости и т.д.

При грамотном обслуживании и своевременном ремонте пневматическая подвеска и пневморессоры автомобилей, автобусов и прицепов МАЗ будут работать долго, обеспечивая наилучшие характеристики и комфорт.



Назад
Яндекс.Метрика